Значение слова ТОГРАИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТОГРАИ

(Абу-Исмаил аль-Хасан Испаханский, ум. около 1121 г.) — известный арабский поэт, ученый и сановник. Родом перс; попал на службу к сельджукидам в Багдад. Около 1111 г. Т. написал "Л?мийю", т. е. длинное элегическое стихотворение с рифмой на Л. и назвал ее "персидской" ("Л?миййет-аль-Ажам"), не по языку, но в отличие от другого арабского стихотворения странствующего доисламского поэта — бедуина Шанфары, который тоже составил "Л?мийю". Т. — типичнейший перс-горожанин, но в "Л?мийе" воображает себя кочевником, подобным Шанфаре. Он описывает тщету своих скитаний в погоне за счастьем и под своей арабско-бедуинской внешностью преподает советы, всецело соответствующие дервишскому унылому взгляду на жизнь, распространенному в мусульманской и особенно в персидской литературе XI—XII в.; таково, напр., воззрение, что "самый злейший твой враг — это ближний, которому ты доверяешься; опасайся же людей и будь настороже!" Конечный вывод "Л?мийи" — совсем суфийский: бежать от славы, от богатства, довольствоваться малым; "зачем бросаться в многоводную пучину, когда для питья нужно немного воды?" Хотя в смысле естественности произведение Т. стоит гораздо ниже одноименного произведения Шанфары, оно сделалось у арабов чрезвычайно популярным. Отдельные его выражения — теперь ходячие пословицы; и неграмотный горец из Ливана, и воспитанник Французского университета в Бейруте, желая указать, напр., на полное прекращение каких-нибудь прежних связей, цитируют стих Т.: "Что мне делать в Багдаде! нет у меня там ни дома, ни верблюдицы, ни верблюда". Т. писал еще хвалебные оды членам царствующего сельджукского дома; их постепенно накопился целый "Див?н". В конце жизни Т. сделался визирем сельджукского султана Мосуда ибн-Мохаммеда и его канцлером. Так как в руках канцлера находились "тогра", т. е. царская печать его повелителя, то отсюда он и получил прозвище "Тогр?и", т. е. "хранитель печати". В 1121 г. султан Масуд был побежден своим братом Махмудом в битве при Хамад?не; Т. попал в плен и, по совету визиря Сомейреми, был казнен. "Див?н" Т. издан в Константинополе (1300). "Л?мийю" издали с латин. пер. Э. Покок (Оксф., 1661), И. Голиус ("Trajecti ad Rhenum", 1707), с дополнит. примеч. — фон-дер-Слоот (Франкф., 1769), Гадолин (1790); нем. перев. И. Рейске (Дрезд. 1756); англ. — Л. Чаппелоу (Кембр., 1758); по-русски отрывки у И. Холмогорова ("Всеобщ, ист. лит." Корша-Кирпич., I, 368—389). Европ. изд. только текста — Г. Френа (Казань, 1814). См. Л. Паро (Pareau), "Specimen academicum, continens comm. de T?grai carmine" ("Traj. ad. Rh.", 1824), Hesselgren, "Dictiones arabicae ex carmine Torgai hebraicum biblicum illustrantes" (Упсала, 1794). Восточных подражаний и комментариев на "Л?мийю" — множество; важнейшие комм. аль-Окбари (издан. в Каире, 1305) и аль-Хадрами (Каир, 1309). Ученые труды Т., в которых он, напр., защищал алхимию против Авиценны, не изданы; перечень рукописей — у Броккельмана (в "Gesch. d. arab. Litt.", I, 248). О жизни Т. см. Houtsma, "Recueil des textes relatifs ? l'hist. des Seldjoucides" (т. II, предисл. и 132—133).А. К.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.