Значение слова ТОГРАИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТОГРАИ

(Абу-Исмаил аль-Хасан Испаханский, ум. около 1121 г.) ? известный арабский поэт, ученый и сановник. Родом перс; попал на службу к сельджукидам в Багдад. Около 1111 г. Т. написал "Л â мийю", т. е. длинное элегическое стихотворение с рифмой на Л. и назвал ее "персидской" ("Л â миййет-аль-Ажам"), не по языку, но в отличие от другого арабского стихотворения странствующего доисламского поэта ? бедуина Шанфары, который тоже составил "Л â мийю". Т. ? типичнейший перс-горожанин, но в "Л â мийе" воображает себя кочевником, подобным Шанфаре. Он описывает тщету своих скитаний в погоне за счастьем и под своей арабско-бедуинской внешностью преподает советы, всецело соответствующие дервишскому унылому взгляду на жизнь, распространенному в мусульманской и особенно в персидской литературе XI?XII в.; таково, напр., воззрение, что "самый злейший твой враг ? это ближний, которому ты доверяешься; опасайся же людей и будь настороже!" Конечный вывод "Л â мийи" ? совсем суфийский: бежать от славы, от богатства, довольствоваться малым; "зачем бросаться в многоводную пучину, когда для питья нужно немного воды?" Хотя в смысле естественности произведение Т. стоит гораздо ниже одноименного произведения Шанфары, оно сделалось у арабов чрезвычайно популярным. Отдельные его выражения ? теперь ходячие пословицы; и неграмотный горец из Ливана, и воспитанник Французского университета в Бейруте, желая указать, напр., на полное прекращение каких-нибудь прежних связей, цитируют стих Т.: "Что мне делать в Багдаде! нет у меня там ни дома, ни верблюдицы, ни верблюда". Т. писал еще хвалебные оды членам царствующего сельджукского дома; их постепенно накопился целый "Див â н". В конце жизни Т. сделался визирем сельджукского султана Мосуда ибн-Мохаммеда и его канцлером. Так как в руках канцлера находились "тогра", т. е. царская печать его повелителя, то отсюда он и получил прозвище "Тогр â и", т. е. "хранитель печати". В 1121 г. султан Масуд был побежден своим братом Махмудом в битве при Хамад â не; Т. попал в плен и, по совету визиря Сомейреми, был казнен. "Див â н" Т. издан в Константинополе (1300). "Л â мийю" издали с латин. пер. Э. Покок (Оксф., 1661), И. Голиус ("Trajecti ad Rhenum", 1707), с дополнит. примеч. ? фон-дер-Слоот (Франкф., 1769), Гадолин (1790); нем. перев. И. Рейске (Дрезд. 1756); англ. ? Л. Чаппелоу (Кембр., 1758); по-русски отрывки у И. Холмогорова ("Всеобщ, ист. лит." Корша-Кирпич., I, 368?389). Европ. изд. только текста ? Г. Френа (Казань, 1814). См. Л. Паро (Pareau), "Specimen academicum, continens comm. de T ograi carmine" ("Traj. ad. Rh.", 1824), Hesselgren, "Dictiones arabicae ex carmine Torgai hebraicum bib licum illustrantes" (Упсала, 1794). Восточных подражаний и комментариев на "Л â мийю" ? множество; важнейшие комм. аль-Окбари (издан. в Каире, 1305) и аль-Хадрами (Каир, 1309). Ученые труды Т., в которых он, напр., защищал алхимию против Авиценны, не изданы; перечень рукописей ? у Броккельмана (в "Gesch. d. arab. Litt.", I, 248). О жизни Т. см. Houtsma, "Recueil des textes relatifs à l'hist. des Seldjoucides" (т. II, предисл. и 132?133).

А. К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.