(в Москве) — памятник древнего русского зодчества, который дает понятие о домашнем быте наших царей. Стиль этого здания с его вычурными, символическими орнаментами представляет пестрое смешение архитектур ломбардской, русской и даже индийской. Нижний этаж здания древнее других; его постройка относится к 1487 г.; в нем прежде помещалась государева мастерская палата, которая была для Москвы рассадником ремесел и искусств. Два верхние яруса теремов, составляющие четвертый и пятый этажи, надстроены в царствование Михаила Феодоровича, в 1635 и 1636 гг., каменного дела мастером Антипою Константиновым. Последний из них, самый высокий, назывался верхнею комнатою. Прежде крыша его была медная, вызолоченная, отчего в народе он назывался златоверхим. Все ярусы здания окружены со всех сторон открытыми террасами. Главный вход в четвертый этаж с востока; над входным крыльцом устроена шатровая башенка с русским гербом наверху. Внешние стены теремов испещрены разными орнаментами; под окнами и на лицевой стороне парапетов вставлены высеченные из камня гербы русских городов, что, вероятно, было сделано в царствование Алексея Михайловича. Замечательно также красное окно, осененное двуглавым орлом; оно называлось челобитенным, потому что, как гласит предание, при царе Алексее Михайловиче в назначенное время из него опускался вниз, на каменный столп, ларец, в который просители клали свои челобитные государю. После перенесения столицы в С.-Петербург здание пришло в запустение; оно осталось неприкосновенным при общей перестройке дворца при императрице Елисавете в 1743 г.; впоследствии до 1810 г. в нем помещалась оружейная палата. В 1812 г. Наполеон обратил его в жилые покои для своей свиты. При Александре I здание было поправлено, а в 1836 г. восстановлено и отделано по древним образцам академиком Солнцевым.
Значение ТЕРЕМНЫЕ ПОКОИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТЕРЕМНЫЕ ПОКОИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012