деятельный помошник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты (см.). С. был родом из Владимирской губ., Муромского уезда, деревни Максаковой; род. около 1616 г. Когда ему было 33 года, позвал его к себе в деревню Старую Данило Филиппов, который и дал ему "божество", повелев ему идти на проповедь. С. начал ревностно распространять свое учение между односельчанами и жителями окрестных сел. Успех был полный: скоро у него появилось 12 апостолов, таких же фанатических приверженцев нового учения, как и он сам, а также богородица. Во главе этих лиц С. отправился в нынешнюю Нижегородскую губ. и проповедовал на Оке и на Волге. Везде, куда ни являлся С., он находил последователей. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, в селе Работках Суслову открыто воздавали божеские почести: он садился на приготовленный для него престол, на голове его было нечто вроде венца. Исторических свидетельств о преследованиях С. и его учеников мы не имеем; о них существуют только рассказы самих хлыстов, приписывающие Суслову неоднократное воскресение. Можно допустить, что С. действительно не раз попадался в руки правосудия, но всякий раз благодаря, с одной стороны, своей изворотливости, а с другой — сочувствию и денежной помощи своих единомышленников избавлялся от заслуженного им наказания. Сами хлысты не скрывают этой действительной причины спасения своего лжехриста. С 1672 г. С. спокойно жил в Москве под именем "темного богатины". Он имел там собственный дом, называвшийся "домом божиим", "сионским" и "новым Иерусалимом"; сюда собирались последователи С. для совершения своих молений. Позднейшие официальные расследования (в 1733 г.) показали, что многие из московских монастырей были заражены хлыстовщиной еще во времена С. и несомненно при его участии. С. умер в 1716 г.; тело его было перенесено в женский Ивановский монастырь, где над его могилою устроен был памятник с надписью: "погребен святой угодник Божий". Могила эта и памятник чествовались хлыстами, но в 1739 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны труп С. вместе с трупом другого лжехриста, Прокопия Лупкина, был выкопан из земли через палачей, вывезен в поле, сожжен и развеян по воздуху. Память о лжехристе С. до сего времени составляет предмет благоговения хлыстов. Места, прославленные какими-либо событиями из жизни и деятельности С., почитаются у хлыстов святыми, равно как и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом (Данилой Филипповым) и лжехристом С. при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Данило Филиппов и С. в то время, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов до 1845 г., когда был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Филиппова и С. Ср. И. Снегирев, "Основатели секты "людей божиих" — лжехристы Иван С. и Прокопий Лупкин" ("Правосл. обозрение", 1862, № 8); Ил. Б — в, "Данные сороковых годов XVIII столетия для истории тайной беседы святых отец" (ib.); И. Добротворский, "Люди Божии, русская секта так назыв. духовных христиан" (Казань, 1869); Гр. Протопопов, "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской дух. академии", 1867, № 10); ?. Реутский, "Люди божьи и скопцы" (М., 1872); свящ. А. Рождественский, "Хлыстовщина и скопчество в России" (М., 1882); К. Кутепов, "Секты хлыстов и скопцов" (Казань, 1882); H. Ивановский, "Секта хлыстов в ее истории и современном состоянии" (1898).
Значение СУССЛОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СУССЛОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012