Значение слова СТИХАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СТИХАРЬ

Стихарь - священная одежда, прямая, длинная, с широкими рукавами.Наименование свое С. получил от греческого слова sticoV - стих, строка,прямая линия. В древности одежда эта известна была под многиминаименованиями, напр.: sticarion, alba, tunica. Почти все этинаименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носилимужи и жены. Церковь христианская приняла эту одежду в число священныхпо образцу ветхозаветной священнической одежды, известной под именемхитона или у первосвященников - подира. С. находился во всеобщемупотреблении во всех древних церквах. В древности С. изготовлялся изльна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований- alba(белая одежда). Этому цвету С., как цвету одежд ангельских,соответствует и то таинственное знаменование, какое соединяют с нимучители церкви. С. знаменует светлую жизнь облачающихся в него,напоминает о той чистоте и непорочности, с которой служители Божиидолжны проходить свое высокое служение, и выражает их духовную радость оГосподе, внушаемую чистотой жизни. Это знаменование выражается вмолитве, читаемой при облачении в С.: "возрадуется душа моя о Господе,облече бо мя в ризу спасения и одеждой веселия одея мя". Эта одеждаусвоена всем трем степеням священства, так как от них требуетсяодинаковая чистота жизни. В нее облачаются также иподиаконы и, поблагословению епископа, чтецы и певцы. У архиерея и священников С.делается шире и просторнее дьяконского и называется подризником, так какнаходится под другими ризами, ими надеваемыми. Иногда нашиваются лентына боках и рукавах С., знаменующие собой те узы, которыми был связанСпаситель пред Каиафой и Пилатом, и кровь, истекшую из ребра Его.Разрезы под рукавами С. напоминают о прободенном ребре Спасителя.Оплечья на С., из других материй или других цветов, означают язвы отбиения на раменах Спасителя. См. В. И. Долоцкий, "О священных одеждах"("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургикеили наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); И. Лебедев, "Наукао богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский,"Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.