Значение СОЛНЦЕВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СОЛНЦЕВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ

живописец и археолог (1801—92 г.). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии худ. (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством С. Щукина и А. Егорова, С. быстро выказал успехи в живописи. При окончании академического курса, в 1824 г., за картину "Крестьянское семейство", он получил мал. золот. медаль, а в 1827 г., за картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови" — большую золотую медаль. После этого С. оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портретов и т. п. Тогдашний президент Академии, А. Оленин, стал направлять С. на ту дорогу, на которой С. потом получил известность. Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины. В 1830 г., по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву и др. места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов". С. тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и все свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции. За свои работы С. причислен в 1833 г. к Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок С. по старинным городам России для срисовывания отечественных древностей. До 1836 г. он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и др. городах; в Москве занимался в Оружейной Палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной Палате, он сделал открытие, что так называемые венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Федоровиче, в Греции. Кроме того, он делал. наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и др. города. В конце 1835 г. он получил от Акад. программу для получения звания академика: написать картину "Встреча вел. кн. Святослава с Иоанном Цимисхием". Чрез год эта картина (нах. в музее имп. Александра III) была окончена, и С. сделан академиком. Почти одновременно c этим С. занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. были возобновлены вполне. Император Николай, веривший безусловно в познания С., поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной Палате и в Благовещенском соборе. Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности — а их всего наберется более 3000—ни один не миновал глаз Государя. Исполняя его поручение, С. определил, между прочим, что так. называемая корона астраханского царства сделана при Михаиле Федоровиче, а корона сибирская — при Алексее Михайловиче. С 1837 по 1843 г. С. работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города. В то же время он принимал участие в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г. Когда, в 1843г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить С. и отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры С., продолжавшаяся десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в СПб., куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю. Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которое можно считать одной из важнейших заслуг С., он приступил, по Высочайшему повелению, к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г. Сверх того, С. снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерской лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Запад. России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. и составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых большая часть рисунков (до 700) принадлежит С. Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле — все это отодвинуло С. на второй план. Тем не менее, с 1853 г. он работал для СПб. Исаакиевского собора, исполнял заказы св. синода, каковы, напр., рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т. п.; в течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей запад. губерний. С 1859 г. С. снова получает официальные командировки (напр. во Владимир-на-Клязьме) и причисляется к имп. археологической комиссии. Ввиду его заслуг, Академия худ. в 1863 г. дала ему титул ее почетного вольного общника. В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности С., причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль, и он возведен в звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, С. занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины: им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей России, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию. Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших костюмов разных местностей России, которые С. с любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий; наконец, ему многим обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной.Ср. Н. Собко, "Ф. Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность" ("Вестн. изящн. иск.", т. I, стр. 471); "Моя жизнь и художественно-археолог. труды", рассказ Ф. Г. С. ("Русск. Старина", 1876, №№ 1, 2, 3, 5 и 6); Ф. Булгаков, "Наши художники" (т. II, СПб., 1890).E. Тарасов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.