Значение слова СИДДХАНТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СИДДХАНТА

(санскр. Siddh?ntas = последняя цель, заключительное положение) — название индийских астрономических трактатов. Древнейшие из них следующие пять: Брахма-С., или Пайтамага-С., Саура, или Сурья-С., Паулиша-С., Ромака-С. (от лат. Roma — Рим) и Васиштха-С. Дошла до нас только Сурья-С., имевшая главное значение для дальнейшего развития индийской астрономии. Брахма-С. представляла совершенно устарелую систему, так же как и Васиштха-С. Ромака-С. носила следы особо сильного западного (греческого) влияния, а Паулиша-С. являлась не оригинальным произведением, но переработкой в духе Сурья-С. Время, когда возникли пять основных С., не поддается точному определению. Астроном Варагамигира, живший в VI в. нашей эры, уже упоминает их, хотя в его время они имели, вероятно, несколько иной состав: по крайней мере цитаты, приводимые им из Сурья-С., не всегда согласуются с дошедшей до нас редакцией этого трактата. Все С. носят следы греческого влияния (астрономические термины греческого происхождения, совпадение теорий). К какому времени относится переход греческой астрономич. науки в Индию — также нельзя определить, но нет ничего невероятного в предположении, что он произошел еще до Птолемея, чем и объясняются многочисленные различия между системами С. и названного ученого. Из позднейших астрономических трактатов имя С. носит С.-Широмани знаменитого индийского математика Бхаскары (XI в.), пользующаяся до сих пор в Индии большим уважением (вместе с Сурья-С.). Она была издана Вилькинсоном (Кальк., 1842) и Бапу Дева Шастрином (Бенарес, 1866). Составление ее относится к 1072 г. по Р. Хр. См. Thibaut, "Astronomie, Astrologie und Mathematik" в "Grundrlss der Indo-arischen Philologie", Бюлера (т. III, вып. 9, Страсбург, 1899; здесь указана и прочая литература).С. Б—ч.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.