в продолжение почти целого столетия имевшая даровитых представителей на сценах петербургских театров. Родоначальник этой семьи Василий Михайлович (1782—1839), сын купца, отличался прекрасным теноровым голосом; пел сначала в церквях, потом перешел в дирекцию Петербургских императорских театров, которая и озаботилась подготовкой его к опере. Дебютировал в 1803 г. вместе с воспитанницей Импер. театр. училища Черниковой, на которой вскоре женился. Более четверти столетия оба исполняли оперные партии на имп. спб. сцене. Наиболее известные роли Василия С. были: Матвея в опере Кавоса "Иван Сусанин", Сеймура в опере "Отец и дочь", Ромео в опере "Ромео и Юлия". Императоры Павел, Александр I и Николай I принимали в нем большое участие; Александр I запретил исполнение оперы "Горации и Курьяции" только потому, что партия С. в этой опере была слишком трудна и частое исполнение ее могло вредно повлиять на его голос. С. понимал и любил живопись; его дом посещали молодые художники, между прочим Карл Брюллов. С. утонул на пути из СПб. в Сергиевский монастырь. Из детей его, как актеры Императорских театров, известны сын Василий и три дочери: Мария, Надежда и Вера. Василий Васильевич С. (род. в 1813 г. в Петербурге) воспитывался в Горном институте и был уже офицером, когда по желанию отца, заметившего в нем артистическое дарование и хороший голос, дебютировал на императорской сцене в опере Мегюля "Иосиф прекрасный" (1834). Три года он исполнял оперные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле "Макар Алексеевич Губкин", где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства — напр. юркий аферист Присыпочка ("Петерб. квартиры"), Альмавива ("Свадьба Фигаро"), юродивый Митя ("Смерть Ляпунова"), иезуит Роден ("Парижские тайны"), Швохнев ("Игроки" — Гоголя), старуха в водевиле "Нашествие иноплеменных". Тем не менее еще в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, С. должен был появляться и в таких выходных ролях, как Гильденштерн (в "Гамлете"). Окончательно завоевал С. публику в 1846 г., поставив в свой бенефис пьесу Яфимовича "Отставной театральный музыкант и княгиня" и выказав в ней много теплоты и задушевности. Еще более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов — Островского, Тургенева, Потехина, Писемского, Сухово-Кобылина, Боборыкина, Дьяченко, Чаева, Крылова, Пальма, Аверкиева и др. Диапазон его ролей поражает своим разнообразием. Никто, как он, не умел представить настоящего барина с утонченными манерами и речью. Роли Кречинского, графа в тургеневской "Провинциалке", старого барина в пьесе Пальма и т. п. после С. не находили исполнителя, который хотя бы несколько был на уровне его творчества. И в то же время ему удавались роли простых крестьян, напр. полесовщика ("Окно во 2-м этаже" Крашевского), Михеича ("Ночное" Стаховича), Агафона ("Не так живи" Островского), старика крестьянина ("Против течения" Крылова) и др. Дарование С. сказывалось весьма ярко и в таких ролях, как еврей в "Скупом рыцаре" Пушкина, француз в "Гувернере", англичанин в "Купленом выстреле", немец ("Мужья одолели"), чухонец (в известной песенке, которая во время Крымской кампании имела огромный успех). Целый ряд типичных добродушных старичков был превосходно воспроизведен С. ("Шутники", "Трудовой хлеб", "Станционный смотритель", "Старички", "Женихи", "Воробушки"). Ему много обязаны своим успехом пьесы Дьяченко, "Чиновник" — Сологуба, "Гражданский брак" — Чернявского, "Слово и дело" — Устрялова. Из костюмных (бытовых и исторических) ролей С. выдаются "Дмитрий Самозванец" (Чаева), "Ришелье", Волынский ("Ледяной дом"), "Фрол Скобеев" (Аверкиева). Роль царя в "Смерти Ивана Грозного" А. Толстого не принадлежит к особенно удачным созданиям С. В последний десяток лет своей карьеры, когда С. был бесспорно первым артистом Императорского петербургского театра, он сыграл несколько иностранных классических драм, большей частью ставя их в свои бенефисы ("Короля Лира", "Шейлока" и "Гамлета" — Шекспира, Франца Мора в драме Шиллера "Разбойники"). С. не был вполне трагическим актером; он тщательно разрабатывал шекспировские роли, вносил в них немало интересного творчества и имел успех, но не вполне удовлетворял более взыскательных ценителей. Видя безусловное преклонение публики, С. любил порисоваться тем, что достигает успеха талантом, а не трудом; это привело к предположению, будто он был небрежен к изучению ролей и репетициям. На самом деле, однако, люди, близко видевшие его работу, отзывались о ней как о примерной по внимательности и прилежанию. Получив роль, С. прежде всего дома перечитывал пьесу, вникая во всю постановку лица и отзывы о нем других лиц пьесы. Потом он акварельными красками рисовал фигуру, которую собирался изобразить (С. недурно рисовал и составил несколько альбомов игранных им ролей; эти альбомы после его смерти поступили в Императорскую Публичную библиотеку). На репетициях он всегда старался пробовать тон своей игры, и наиболее интересовавшие его сцены заставлял повторять по нескольку раз. — В 1874 г. состоялся сорокалетний юбилей артиста, после которого он, не сойдясь с дирекцией в условиях, покинул императорскую сцену еще в полной силе таланта. От времени до времени он участвовал в частных спектаклях. В 1881 г. новая дирекция предложила ему снова вступить на императорскую сцену на каких ему будет угодно условиях, но в это время с ним случился удар, и ему поневоле пришлось отказаться от возвращения на сцену. В 1884 г. Петербург торжественно отпраздновал 50-летний юбилей его деятельности; в этот день С. в последний раз появился на сцене, исполнив отрывок из 3-го акта драмы "Ришелье". Скончался 28 марта 1887 г.; погребен в петербургском Новодевичьем монастыре. Старшая его сестра, Мария, обладала большими способностями к музыке и была ученицей Фильда. В начале 30-х годов она дебютировала в оперетте "Адольф и Клара", в которой ее отец играл роль ее жениха. В комедии Гольдони "Мирандолина" (трактирщица) она выказала себя такой первоклассной артисткой, что тотчас была принята в состав труппы Александринского театра. Особенность ее игры заключалась в изящной простоте и естественности. Наибольшим успехом она пользовалась в 1837 г. Вскоре после того покинула сцену, выйдя замуж за богатого негоцианта Загибенина. Овдовев после 18-летнего супружества, она по душевной доброте не могла сберечь своего состояния, разорилась и умерла в крайней бедности. Сестра ее Надежда была значительно моложе. Всегда бойкая, веселая, здоровая, Надежда С. росла отчаянной шалуньей. Сильный красивый голос и замечательные музыкальные способности подали мысль родителям готовить ее к опере, но ее страстное желание скорей выступить на сцену привело к тому, что она дебютировала 16-ти лет (1838 г.) в водевиле "Матушкина дочка", имела громадный успех и тотчас была приглашена в императорскую труппу, прямо с бенефисом. Она прослужила на петербургской императорской сцене 20 лет. В последние годы ее деятельности ее успех пошатнулся, так что она покинула сцену без сожаления. Когда она поступила на сцену, в театре царил водевиль, имевший характер веселой жанровой комедии с пением. Роли молодых девиц в подобных пьесах как раз отвечали данным Надежды С. По силе голоса она могла быть оперной певицей и в начале карьеры участвовала в операх ("Бронзовый конь", "Нюренбергская кукла", "Ярославская кружевница"); для водевиля ее пение было роскошью, и потому в ее роли почти всегда вставляли лишние номера пения. Она переиграла бесчисленное количество водевилей, милых и грациозных, но они давали развиться только внешним сторонам ее дарования: роли ее были однообразны, не типичны. А между тем нарождалась серьезная комедия нравов; в начале 50-х годов появился Островский. Когда водевиль стал падать и его стала отстранять комедия, вместе с ним отстранялась и артистка. Она это чувствовала сама и, простившись с публикой (в 1859 г.) в "Дочери 2-го полка", не появлялась более на сцене даже в благотворительных спектаклях. В нескольких ролях, однако, ей удалось показать, что дарование ее было достойно гораздо большего, чем то, что выпало ей на долю. В мелодраме "Материнское благословление" она заставляла плакать весь театр; в роли Любаши (в драме Мея "Царская невеста") она была ярко типична. Она часто ездила в Москву и по России на гастроли, пользуясь большим успехом. Еще бывши актрисой, она вышла замуж за Макшеева, бросившего военную службу, чтоб сохранить талантливую актрису на сцене. Выйдя в отставку, она долгое время жила в довольстве и счастье, но потом ее муж разорился и умер; последние годы она вела скромное существование на свою пенсию. Скончалась в 1899 г. в Петербурге и погребена в Троицко-Сергиевской лавре подле своих родителей. Младшая ее сестра Вера была совершенной противоположностью Надежде. Высокая, красивая, задумчивая, она еще в пансионе, где воспитывалась, получила кличку "плакучая ива". В сущности, ее к театру не тянуло, но в доме С. жизнь иначе не понималась, как на подмостках сцены. Если некоторые члены семьи по каким-нибудь особым причинам не попали на сцену, то и они жили сценическими интересами брата и сестер (напр. Любовь Васильевна, наставница Надежды и Веры в сценич. деле). Только что окончив курс ученья, Вера С. дебютировала в драме "Князь Серебряный" и была принята на драматич. роли (1841). Хотя молодую артистку встретили и в публике, и в прессе сочувственно, но в первое время она мало выдавалась, играя в сильных драмах (Уголино, Велизарий, Людмила). Первый большой успех ее был в пьесе Вл. Зотова — "Дочь Карла Смелого". Артистка играла тут роль дурочки Микаелы, простой, любящей и страдающей девушки — роль, требовавшую не трагического подъема, а только искренности чувства. Молодая артистка поразила всех своим исполнением; автор пьесы даже воспел ее в стихах. Новые трагические роли (в "Разбойниках", "Отелло", "Коварство и любовь") мало подвинули ее карьеру. Наилучший род ее созданий был оценен только в 1844 г., после пьесы "Прихоть кокетки". Роль молодой светской женщины, наивной кокетки, была оттенена ею с такой простотой и грацией, что эта довольно слабая пьеса долго продержалась в репертуаре. С тех пор определилась область творчества Веры С. — высокая комедия и преимущественно роли светских дам и девиц. Роль Софьи в "Горе от ума" была торжеством артистки. Тургенев написал для нее "Провинциалку" и "Где тонко, там и рвется", Жемчужников — комедию "Странная ночь", Корф — комедию "Белая камелия", и никогда потом эти пьесы не видали такой тонкой художественной исполнительницы. Такова же была ее игра в пьесах "Отставной театральный музыкант и княгиня", "Евгений Онегин", "Окно во втором этаже". Прекрасно удавалась ей и роль Маши в "Холостяке" Тургенева. Она покинула сцену в расцвете своего дарования, в 1855 г., выйдя замуж за гвардейского офицера Мичурина; по тогдашним правилам, жены офицеров не могли быть актрисами, а на отставку Мичурина не согласился император Николай I. Отсутствие сценической работы Вера С. старалась восполнить, выступая в благотворительных спектаклях, была одно время учительницей в Императорской театральной школе, давала и у себя дома уроки сценического искусства, интересовалась новым репертуаром, который ей очень нравился правдивостью, верным воспроизведением русской жизни; "как теперь легко играть! — говорила она, — сколько хороших ролей". Скончалась она 8 ноября 1880 г. и погребена в той же Троицко-Сергиевской лавре. Из остальных членов семьи С. поступили на сцену сыновья Василия Михайловича Петр и Сергей Васильевичи, сыновья Василия Васильевича Николай и Павел, сын и дочь Веры Васильевны. Сведения о С., отчасти ошибочные, рассеяны во многих воспоминаниях о времени их деятельности. Воспоминания самого В. В. С. о первых годах его артистической деятельности ("Русская старина", 1875, № 1) довольно незначительны. В той же книге напечатана ст. "40 лет артистической деятельности С.", приводящая почти исключительно перечень ролей артиста и стихотворения и письма ему посвященные. См. В. В. Самойлова-Слободина ("Русская старина", 1887); Лобанова, "Русские современные деятели" (СПб., 1876); биографии актеров Александр. театра ("Театральный альманах", 1875); статья Крылова о сестрах С. (в "Историческом вестнике", 1898 г., т. LXXI).В. Крылов.
Значение САМОЙЛОВЫ, АРТИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое САМОЙЛОВЫ, АРТИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012