- Василий Васильевич С. (род. в 1813 г. в Петербурге) воспитывался в горном институте и был уже офицером, когда, по желанно отца, заметившего в нем артистическое дарование и хороший голос. дебютировал на Императорской сцене, в опере Мегюля "Иосиф прекрасный". Три года он исполнял опорные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле "Макар Алексеевич Губкин", где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства - напр. юркий аферист Присыпчока ("Петерб. квартиры"), Альмавива ("Свадьба Фигаро"), юродивый Митя ("Смерть Ляпунова"), иезуит Роден ("Парижские тайны"), Швохнев ("Игроки" - Гоголя) старуха в водевили "Нашествие иноплеменных". Тем не менее еще в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, С. должен был появляться и в таких выходных ролях, как. Гильденштерн (в "Гамлете"). Окончательно завоевал С. публику в 1846 г., поставив в свой бенефис пьесу Яфимовича: "Отставной театральный музыкант и княгиня" и выказав в ней много теплоты и задушевности. Еще более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов - Островского, Тургенева, Потехина, Писемского, Сухово-Кобылина, Боборыкина, Дьяченко, Чаева, Крылова, Пальма, Аверкиева и др. Диапазон его ролей поражает своим разнообразием. Никто, как он, но умел представить настоящего барина, с утонченными манерами и речью. Роли Кречинского, графа в Тургеневской "Провинциалке", старого барина в пьесе Пальма в т. п. после С. не находили исполнителя, который хотя бы несколько был на уровне его творчества. И в тоже время ему удавались роли простых крестьян, напр. полесовщика ("Окно во 2-м этаже" Крашевского), Михеича ("Ночное", Стаховича), Агафона ("Не так живи", Островского), старика крестьянина ("Против течения", Крылова) и др. Дарование С. сказывалось весьма ярко и в таких ролях, как еврей в "Скупом рыцаре" Пушкина, француз в "Гувернере", англичанин в "Купленном выстреле", немец ("Мужья одолели"), чухонец (в известной песенке, которая во время крымской кампании имела огромный успех). Целый ряд типичных добродушных старичков был превосходно воспроизведен С. ("Шутники", "Трудовой хлеб", "Станинный смотритель", "Старички", "Женихи", "Воробушки"). Ему много обязаны своим успехом пьесы Дьяченко, "Чиновник" - Сологуба, "Гражданский брак" - Чернявского, "Слово и дело" - Устрялова. Из костюмных (бытовых и исторических) ролей С. выдаются "Дмитрий Самозванец" (Чаева), "Ришелье", Волынский ("Ледяной дом"), "Фрол Скобеев" (Аверкиева). Роль царя в "Смерти Ивана Грозного". А. Толстого не принадлежит к особенно удачным созданиям С. В последний десяток лет своей карьеры, когда С. был бесспорно первым артистом Императорского петербургского театра, он сыграл нескольких иностранных классических драм, большею частью ставя их в свои бенефисы ("Короля Лира", "Шейлока" и "Гамлета" - Шекспира, Франца Мора, в драме Шиллера "Разбойники"). С. не был вполне трагическим актером; он тщательно разрабатывал Шекспировские роли, вносил в них немало интересного творчества и имел успех, но не вполне удовлетворял более взыскательных ценителей. Видя безусловное преклонение публики, С. любил порисоваться тем, что достигает успеха талантом, а не трудом; это привело к предположению, будто он был небрежен к изучению ролей и репетициям. На самом деле, однако, люди, близко видевшие его работу, отзывались о ней, как о примерной по внимательности и прилежанию. Получив роль, С. прежде всего дома перечитывал пьесу, вникая во всю постановку лица и отзывы о нем других лиц пьесы. Потом он акварельными красками рисовал фигуру, которую собирался изобразить (С. недурно рисовал и составил несколько альбомов игранных им ролей; эти альбомы, после его смерти, поступили в Императорскую публичную библиотеку). На репетициях он всегда старался пробовать тон своей игры, и наиболее интересовавшие его сцены заставлял повторять по несколько раз - В 1874 г. состоялся сорокалетний юбилей артиста, после которого он, не сойдясь с дирекцией в условиях, покинул Императорскую сцену, еще в полной силе таланта. От времени до времени он участвовал в частных спектаклях. В 1881 г. новая дирекция предложила ему снова вступить на Императорскую сцену, на каких ему будет угодно условиях, но в это время с ним случился удар, и ему поневоле пришлось отказаться от возвращения на сцену. В 1884 г. Петербург торжественно отпраздновал 50-летний юбилей его деятельности; в этот день С. в последний раз появился на сцене, исполнив отрывок из 3-го акта драмы "Ришелье". Скончался 28 марта 1887 г.; погребен в петербургском Новодевичьем монастыре.
Значение слова САМОЙЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое САМОЙЛОВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012