Коллуччо (Colutius Salutatus, Colluccio Salutati, 1331—1406) — один из самых выдающихся итал. гуманистов второго поколения, родом из Флоренции. Изучал юриспруденцию в Болонском унив., но скоро погрузился в гуманистические занятия и с жаром принялся отыскивать рукописи древних авторов. Петрарка ревниво берег собранные им рукописи и очень неохотно ссужал ими друзей; С., наоборот, старался привлечь молодежь к изучению классиков и щедро раздавал свои рукописные сокровища. Едва ли не он первый начал сравнивать различные рукописи, с целью установить лучшее чтению. При Урбане V (1362—70) С. был апостольским секретарем авиньонской курии; затем был избран канцлером республики во Флоренции и сохранял этот сан до конца жизни. С. — наиболее характерная фигура среди гуманистов переходной эпохи. Ни у кого старое средневековое миросозерцание не сохранилось в такой яркой форме и вместе с тем никто до него не отдавался делу гуманистической образованности в такой степени, как он. Старые и новые элементы уживаются в его произведениях порою вопреки вопиющему противоречию. С. иногда чувствует это и делает большие усилия, чтобы примирить элементы отживающего мировоззрения с молодыми веяниями Возрождения. В трактате "De fato et fortuna", напр., он, с одной стороны, выставляет божество как причину причин, проповедует провиденциализм и детерминизм, ссылается на средневековые авторитеты, как Боэций, Авиценна, считает благочестие высшей добродетелью; с другой стороны, в том же трактате бросается в глаза преобладание этического интереса над метафизическим, столь характерное для гуманизма, глубокая и искренняя любовь к древности, заставляющая его идти даже на рационализм (напр. в вопросе о гаданиях), не говоря уже о проповеди свободы воли бок о бок с принципом детерминизма. Другой его трактат, "De seculo et reilgione", сделал бы честь любому из теоретиков аскетизма XI в. Мир есть поле диавола, арена искушений, фабрика зла и порока, печальное веселье, ложная радость; безумное ликование, озеро несчастий, крушение добродетелей, слепой путь, тюрьма, театр бесчестия, дом горя и т. д. Жена и дети — цепи, привязывающие человека к греховному миру; собственность — источник прегрешений; общество порождает пороки. Идеал общества — естественное состояние (aetas prima). Средство для спасения — католическая церковь. Идеал человека — монах, идеал человечества — монашество. И наряду с этим встречаются чисто гуманистические идеи. Католическая церковь превращается в средоточие греха, богослужение — в жалкую комедию. Мир, который предавался проклятию, объявляется созданием Бога и полным красоты. Человек — среднее между ангелом и животным; в нем есть задатки бесконечного совершенствования. Человеческая воля не только свободна, но и наклонна к добру; задача человеческой жизни сводится к борьбе со злом, обильно рассыпанным вокруг человека. То же соединение гуманистического элемента с аскетическим наблюдается и в других произведениях С. Его небольшая речь о Лукреции, написанная под очевидным влиянием бл. Августина, проводит новый принцип: честь дороже жизни, ценность человека — в его достоинстве; средневековый аргумент, что тело не может согрешить без участия духа, объявляется несостоятельным. Дидактический трактат "De laboribus Herculis" написан на мифологический сюжет. В трактате "Quod medici eloquentiae studeant" доказывается, что медику не следует быть узким специалистом: он должен стремиться к широкому общему образованию. Тут С. пошел дальше Петрарки. Трактат "De tyranno" характерен для политических взглядов Возрождения. Идеал С., как и идеал Боккаччио, — народовластие; к тирании оба относятся отрицательно, но С. исследует юридические условия возникновения тирании и убийства тирана. Тирания имеет место, когда власть захватывается вопреки праву и когда ею пользуются вопреки справедливости. В первом случае убивать можно безусловно, во втором нужен суд. С. принадлежит еще латинская поэма "О войне Пирра с римлянами", до нас не дошедшая, несколько мелких рассуждений и письма, представляющие ценный материал для истории тогдашних отношений. См. А-др Веселовский, "Вилла Альберти" (М., 1870); Salmi, "Biografia di С. S." (Лукка, 1879); Novabi, "La giovinezza di C. S." (Турин, 1888); Mezi?res, "P?trarque" (П., 1868); M. Корелин, "Ранний итальянский гуманизм и его историография" (М., 1892).А. Дживелегов.
Значение слова САЛУТАТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое САЛУТАТИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012