Значение РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ

(официальное название — Р. богаделенный дом) — центр московской общины старообрядцев-поповцев. Основание Р. кладбища относится к 1771 г., когда во время свирепствовавшей в Москве чумы старообрядцам-поповцам отведено было для погребения умерших место за Покровской заставой, на земле, принадлежавшей Андроновской слободе (между дорогами Владимирской и Коломенской), и дозволено было построить там часовню для отпевания умерших. В 1776 г. была возведена каменная часовня, более значительных размеров, а в 1791 г. приступлено к сооружению на месте первоначальной деревянной часовни каменного храма, и хотя план его не был выполнен до конца (не было дозволено увенчать здание пятью куполами), здание все же вышло весьма просторное. В 1804 г. выстроена была третья, каменная часовня. Внутри все эти молитвенные дома были весьма богато обставлены. Р. кладбище сделалось молитвенным центром московского старообрядческого мира: в начале 90-х годов прошлого столетия кладбище насчитывало 20 тыс. прихожан, живших в Москве и окрестностях, в 1822 г. число прихожан увеличилось до 35 тыс., а в 1825 г. достигло 68 тыс. В 1812 г. Р. поп Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в вырытых для того ямах и сам остался охранять его, а после ухода французов еще до возвращения разбежавшихся жителей все водворил на своих местах. В царствование императора Александра I на Р. кладбище всегда бывало несколько бегствующих священников, а потому к Р. кладбищу тяготел весь мир поповщины. В ограде кладбища были возведены приют для призреваемых, сиротский дом, училище для "Р. подкидышей", дом умалишенных, приют для приезжающих, здания кладбищенской конторы, канцелярии, библиотеки (богатой редкими изданиями) и архива, а также несколько домов, принадлежавших частным владельцам — богатым старообрядцам, которые проживали здесь в дни говения. На кладбище было также несколько женских обителей, собравших крупные средства; отсюда высылали "читалок" в богатые старообрядческие семейства чуть ли не по всей России. С изданием при императоре Николае I запретительных указов о бегствующих попах Р. кладбище очутилось в стесненном положении и стало приходить в упадок. В декабре 1853 г. умер поп Иван Матвеевич, которому многим обязано было кладбище. Вскоре после его смерти часть прихожан, с Сапелкиным во главе, изъявила желание обратиться в единоверие, вследствие чего одна из часовен обращена была (23 сентября 1854 г.) в единоверческий храм: прихожане Р. кладбища разделились на церковных и часовенных. Впоследствии, впрочем, оказалось, что в значительном числе случаев в основе обращений было стремление к записке в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 г. не имели права: около трети обращений последовало 30 и 31 декабря 1854 г., т. е. в последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причем было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний Р. поп, Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось. С 21 января 1856 г., после появления священства австрийского согласия, на Р. кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Когда об этом обстоятельстве дошло до сведения правительства, алтари в часовнях были запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 г. старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Несмотря на это, Р. кладбище вновь достигло известного процветания.См. Мельников, "Исторические очерки поповщины"; "Из записок Сапелкина" ("Русский Вестник", 1864, т. 54); Субботин, "К истории Р. кладбища" ("Прибавл. Твор. Святых Отцов", 1882, № 1); "Эпизод из истории московского Р. кладбища" ("Христианское Чтение", 1887, № 19); "Об устроении и освящении церкви в прежней часовне Р. богаделенного дома" (М., 1855 и 1856); статьи в журнале "Братское Слово" (1883, № 10; 1885, № 14; 1891, № 2).К. X.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.