Ричардсон (Samuel Richardson) - английский писатель (1689 - 1761),родоначальник "чувствительной" литературы XVIII и начала XIX в. Он велобширные типографские дела и только в 50 лет обратился к литературе; велобширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубокимпониманием женской психологии, что и сказалось в его романах.Побуждаемый друзьями издать "Руководство к писанию галантных писем", Р.решил написать не письмовник, а книгу, которая научила бы людей "думатьи поступать в обыденных и необычайных случаях". Цель Р., была преждевсего, нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, чтонадеется "отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии ивозбудить Интерес к тому, что способствует развитию нравственности ирелигии". Р. задумал и выполнил свои романы в форме писем: это - как быдрамы для чтения, с расширенными для руководства читателей сценическимиуказаниями. Первый роман Р., "Памела", вышел в 1740 г. под пространнымзаглавием: "Памела или вознагражденная добродетель, серия писемпрекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.". Заним последовали "Кларисса" (1748) и "Чарльз Грандиссон" (1754). Событийв романах P. мало. В восьми ч. "Кларисы" рассказаны происшествия за 11месяцев; в "Грандиссоне" действие останавливается на каждом шагу дляанализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращается назад. Одно письмоописывает, что произошло; затем другое лицо в письме к третьемукомментирует случившееся и т. д. По замечанию Джонсона, если читатьроманы Р., интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Ноинтерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях.Три романа Р. последовательно описывают жизнь низшего, среднего ивысшего класса общества. Памела - героиня первого романа - выходитпобедительницей из соблазна и становится женой того, кто хотелобольстить ее. Современники справедливо упрекали Р. за практичныйхарактер добродетели его героини. Лучший роман Р. - "Кларисса" или "Невознагражденная добродетель"; он не так растянуть, как "Грандиссон".Героиня, соблазненная Ловеласом, умирает среди страданий, окруженнаяореолом невинно угнетенной, добродетельной жертвы судьбы, Ловелас убитна дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Интерес романа - вдвух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которойувеличивается ее слабостью, и Ловеласа - типичного бессовестногособлазнителя, изображенного в романе "злодеем" с подкупающей внешностью.Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создантип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни.Как противовес Ловеласу, написан "Чарльз Грандиссон". Р. упрекали, что,создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это онсоздал образ идеального Грандиссона. Его доблесть - совершено условная:это ходячие общие места мещанской морали, Грандиссон умнее, красивее,храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге идобродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводныхэпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматическиеположения. Основная черта романов Р., сделавшая их популярными, а самогоР. основателем новой школы романистов - "чувствительность". ИсторияЛовеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большуюподражательную литературу (а также множество пародий, в том числе"History of the adventures of Joseph Andrews" и т. д., Фильдинга). ВнеАнглии сентиментальность Р. также сделалась лозунгом широкоголитературного течения. Подражателями Р. являются Гольдони, в двухкомедиях: "Pamela Nubile" и "Pamela maritata", Виланд в трагедии"Clementine von Paretta" и др. Влияние Р. заметно и в "Новой Элоизе"Руссо, в "Монахине" Дидро, в сочинениях Мармонтеля и Бернардена деСен-Пьерра. Популярность Р. продолжалась так долго, что еще АльфредМюссе называл "Клариссу" "лучшим романом на свете". Р. может быть названне только основателем современного романа в Англии, но ипредшественником всей сантиментальной школы в Европе. В видурастянутости его романов сделаны сокращенные издания "Клариссы" (1868)Далласом, "Грандиссона" - проф. Сенсбюри (1895) Собр. соч. Р. издано вЛондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: "Английскиеписьма, или история Кавалера Грандиссона" (СПб., 1793 - 1794),"Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов" (СПб., 1791 - 1792),"Индейцы" (М., 1806), "Памела, или награжденная добродетель" (СДб.,1787; другой перевод 1796), "Кларисса или история юной барышни"("Библиотека для Чтения", 1848, ч. 87 - 89). Ср. Barbauld,"Correspondence of Samuel. R." (Лонд., 1804); E. Smidt, "R., Rousseauund Goethe" (Иена, 1875); Gasmeyer, "R. Pamela; ihre Quellen und ihrEinfluss auf die engl. Litteratur" (Лпц., 1891); Дружинин, "Полное Собр.Соч.". З. Венгерова.
Значение слова РИЧАРДСОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РИЧАРДСОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012