Значение РЕГУЛ, РИМСКИЙ ПОЛИТИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РЕГУЛ, РИМСКИЙ ПОЛИТИК

(M. Atilius Regulus) — римский полит. деятель. В 267 г. до Р. Хр. был в первый раз консулом; вел войну с саллентинами и за взятие города Брундизия получил триумф. Во второй раз был консулом в 256 г. Вместе с коллегой, Л. Манлием Вульсоном, получил приказание вести войну с карфагенянами в Африке. Они отплыли с 830 кораблями и у южного берега Сицилии, недалеко от Гераклеи, столкнулись с карфагенским флотом, которым начальствовали Гамилькар и Ганнон. Римляне победили: 34 карфагенских корабля погибло, 64 досталось римлянам. Затем консулы высадились в Африке, взяли город Клипею и несколько небольших местечек на берегу моря. С наступлением зимы Манлий вернулся с добычей в Рим, а Р. остался в Африке с 15000 войска, 500 всадниками и 40 кораблями. Уничтожив громадную змею, которая, по преданию, остановила войско Р., римляне разбили при Адисе карфагенян, выступивших против них под начальством Газдрубала, Бостара и Гамилькара: у побежденных было перебито 15000 чел. и взято в плен 18 слонов и 5000 чел. Многие города отдались римлянам. Взяв Тунис, Р. устроил там лагерь, чтобы отсюда начать действия против Карфагена. Туземные племена и города, угнетаемые карфагенянами, помогали Р. Карфаген, ворота которого, как сообщал Р. сенату, были замкнуты ужасом, запросил мира. Но когда Р. потребовал, чтобы карфагеняне отказались от Сицилии и Сардинии и заключили с римлянами союз на условии подчинения Риму и с обязательством не предпринимать никакой войны без согласия римлян, карфагеняне решили отчаянно защищаться. Они пригласили на помощь нумидийскую конницу и греческих наемников под начальством спартанца Ксантиппа, который обучил и дисциплинировал карфагенское войско. Весною начались военные действия. Конница и слоны доставили карфагенянам полную победу (при Тунисе); Р. с 500 римлянами был взят в плен и в продолжение 5 лет находился в плену у карфагенян. Когда в 250 г. карфагеняне потерпели поражение при Панорме, Р. был послан с карфагенскими послами в Рим, чтобы склонить римлян к заключению мира или обмену пленных с условием в случае отказа возвратиться в Карфаген. Р., прибыв в Рим, вел себя как пленный и отказался говорить в сенате, как потерявший права сенатора; но когда карфагеняне дали ему позволение говорить, он советовал не заключать мира и не обмениваться пленными. Когда сенат, чтобы спасти Р., высказался за заключение мира, Р. объявил, что он носит при себе яд, который действует медленно, но верно. Добившись своего, он вернулся в Карфаген. Карфагеняне вырезали ему веки и заставили попеременно переходить из темноты на солнце; затем посадили его в ящик, утыканный внутри гвоздями, и в нем уморили голодной смертью. Римляне, узнав о мученической смерти Р., в свою очередь, замучили до смерти нескольких карфагенских пленников. Многие историки считают рассказ о подвиге Р. выдумкой: так, Моммзен видит в этом рассказе риторическую идеализацию несчастного героя.Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.