(санскр. P?sha = "питатель" от push = "питать, заботиться о ком") — в древней индийской мифологии (ведийского периода) благотворное божество довольно неопределенного характера, хотя в Ригведе о нем часто идет речь (120 раз), и он занимает там более видное место, чем Вишну. В позднем ведийском и послеведийском периодах он упоминается все реже и реже. К числу особых признаков П. принадлежат золотое копье и бодец или острая погонялка; колесница его, которой он искусно управляет, запряжена козлами. Как и Агни, он видит всех тварей сразу и ясно; подобно солнцу, он — владыка всех вещей, жених своей матери и любовник своей сестры. Со своими золотыми кораблями, плывущими в воздушном океане, Пушан является послом солнца — Сурьи. Он движется вперед, поддерживая вселенную, и обитает в небесах. Частый эпитет его — "пылающий, жаркий" (?ghrni). П. является господином всех путей и вождем мертвых на дальнем пути их к "Отцам"; он же покровитель дорог и путешественников. Он помогает находить утраченное и охраняет скот. Вместе с другими светлыми божествами, он называется асура и принадлежит к числу двенадцати светлых адитья. По-видимому, П. нельзя считать олицетворением какого-нибудь определенного явления природы, хотя многие из вышеприведенных качеств его и могут быть приписаны солнцу. Комментатор Яска объясняет П., как образ солнца, охранителя всех существ. В послеведийской литературе имя П. иногда является синонимом солнца. Весьма вероятно, что П. есть солнечное божество, может быть, сохранившееся от более древнего периода; конкретные физические признаки солнца заслонены в нем более поздними абстрактными свойствами благотворной, споспешествующей силы, дающей пищу, жизнь и охраняющей все живое.Ср. Macdonell, "Vedic Mythology" (Страсбург, 1897, § 16), в Бюлеровском "Grundriss der indo-arisch. Philologie".С. Булич.
Значение слова ПУШАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПУШАН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012