(Иван Яковлевич, 1823—1890) — нсторик литературы. Сын сельского священника вятской епархии, воспитанник Казанской дух. академии, П. состоял в последней профессором истории русской словесности; исполнял обязанности помощника ректора, редактировал орган Академии "Православный Собеседник". Когда в Казанскую академию была доставлена, в 1855 г., соловецкая библиотека, богатая мало известными до тех пор старинными рукописями, П. стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда Порфирьева: "История русской словесности", первая часть которой — "Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Вел." — вышла в 1870 г., I отдел второй части — "От Петра Вел. до Екатерины II" — 1881 г., II отдел той же части — "Литература в царствование Екатерины II" — в 1884 г. (за эту часть книги П. получил Макарьевскую премию), третья часть — "Литература в царствование Александра I" — в 1891 г. "История русской словесности" П. является лучшим пособием для ознакомления с древнерусской словесностью; она выдержала несколько изданий и, в сокращенном виде, употребляется в средних учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, П. издал, с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в "Православном Собеседнике" и его "Приложениях"): "Три послания Игнатия, митр. тобольского" (1855), "Просветитель преп. Иосифа Волоцкого" (1855—57), "Молитва на всю седмицу, св. Кирилла, еп. Туровского" (1857), "Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба" (1858), "Сочинения Максима Грека" (1859—62), "Сказание о блаженном Петре царевиче Ордынском" (1859), "Житие преп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей" (1859), "Слово в похвалу препод. Зосимы и Савватия Соловецких" (1859), "Житие препод. Елеазара Анзерского" (1860), "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" (1860—61), "Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину" (1861). Сюда же относятся: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" ("Сборник II отделения Акад. наук", т. XVII" 1877, и отд.) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" (там же, 1890 и отд.). Из других трудов П. выдаются: "Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа" (в "Православном Собеседнике", 1857, IV), "О чтении книг в древние времена России" (ib., 1858, II), "О почитании среды и пятницы в древнерусском народе" (ib., 1659, I), "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" (ib., 1860, I), "Аллегорические изображения времен года" (ib.), "Домострой Сильвестра" (ib., 1860), "Об успехах церковной проповеди в народе" (ib., 1862), "Апокрифические сочинения в древней письменности" (ib, 1869, II), "Народные стихи и легенды" (ib., 1869, III), "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1873; докторская диссертация), "О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии" (в "Трудах IV Археологического Съезда", т. II, 1878), "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге" (в "Отчете о присуждении наград графа Уварова", 1890). См. "Православный Собеседник", 1890, №11, и ст. Г. З. Елисеева: "Из далекого прошлого двух академий. По поводу смерти И. Я. П." ("Вестник Европы, 1891, янв.).
Значение слова ПОРФИРЬЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПОРФИРЬЕВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012