Значение слова ПОВЕСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПОВЕСТИ

Повести или Повесть временных лет - так называется в историческойнауке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедшихдо нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: "Се повестивременных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее началкняжить и откуда русская земля стала есть" (Лаврентьевский список XIVвека, летописи Софийская 1я, Воскресенская, Львовская и др.; вИпатьевском списке XV века вм. "повести" - "повесть"). Этот сводназывают также Несторовой летописью, временником Нестора, первоначальноюлетописью, Сильвестровским сводом; но термин "Повесть временных лет"заслуживает предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав оразделении земли между сыновьями Ноя, перечислив русские племена и ихближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слов опервоначальной истории Киева, П. временных лет начинает погодный рассказо русских событиях в связи с греческою и болгарской историей (сведениязаимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата - это6360 (852) год, как начало царствования Михаила III Мефиста (6360ошибочно вм. 6350, вследствие неточных данных "Никифорова летописца" -одного из источников П. временных лет). Рассказ составителя сводапрерывается после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, внастоящее время трудно, так как П. временных лет не дошла до нас в своемпервоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда летописныхсводов, где она соединяется с последующим рассказом киевских.суздальских, новгородских летописцев). Сравнительное исследование всехэтих сводов может восстановить первоначальный состав и объем П.временных лет. Все списки П. временных лет можно разделить на дваглавных семейства, сообразно с данными помещенных в них хронологическихтаблиц, где указано число лет между главными событиями всемирной ирусской истории. В первом семействе списков (сюда относятсяЛаврентьевский, Ипатьевский и сходные с ними списки) хронологическаятаблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смертьвел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во второмсемействе (списки летописей Софийских, Новгородской 4-й) таблицачитается под 883 г., при чем последним указан калкский бой (1223 г.): ноэто событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в П. временныхлет, доводившую, как указано выше, летописный рассказ только до началаXII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и в сущностипоследним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса иГлеба (1115), после чего указывалось число лет княжения, ВладимираМономаха: "а володимер ярославич 4 лета". Что под Владимиром Ярославичем(ошибочно вм. Всеволодович) разумеется Владимир Мономах, видно из того,что вслед за этим перечисляются сыновья Мономаха ("володимера ярославичасынове: мстислав, изяслав" и т.д.). Итак, оказывается, что оригиналсписков второго семейства П. временных лет восходит к четвертому годукняжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригиналсписков первого семейства составлен в 1116 г. : вслед за рассказом очудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читаетсязапись игумена Михайловского монастыря Сильвестра о том, что им написаны"книги си летописец" в 1116 г. 0тсутствие этой записи в Ипатьевском исходных списках, равно как и продолжение в них летописного рассказа за1110 г., объясняется влиянием ни некоторые списки первого семействасписков второй группы. Из всего предыдущего следует, что П. временныхлет составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: летописный рассказдревнейшей редакции был доведен до 1110 г. В следующем 1117 г. трудСильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла донас только в соединении с новгородскими летописями. Редакция 1117 г.оказала влияние на списки Сильвестровской редакции: в результате явилисьсмешанные редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакцииочень значительно), Радзивиловский (влияние менее значительно),Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее заметно). ИгуменСильвестр не был летописцем, а только сводчиком более древнеголетописного материала: этим объясняется то, что он оставилнезаполненными 1111 - 1116 гг. В состав Сильвестровского свода вошли,между прочим: 1) летописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в.и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении сНовгородскою 1 летописью (комиссионный, Толтовский и др. списки этойлетописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, вболгарском переводе; 3) житие Василия Нового (ср. А. Н. Веселовский, в"Ж. М. Н. Пр. ", 1889, январь); 4) договоры с греками; 5) летописьКиево-печерского монастыря, некоторые статьи которой, как указал ещеКостомаров, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр.о смерти Олега, о Кожемяке и др.) Составитель следующей по времениредакции П. временных лет, работавший, как указано выше, в 1117 г.,дополнил Сильвестровскую редакцию, между прочим, на основании следующихисточников: 1) Никифорова летописца, который дал основание хронологии(852й год) и дополнительные сведения о некоторых византийскихимператорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским иРимским летописцем"; из него взяты, между прочим, чудесные рассказы под1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народныхпреданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселенииРюрика не в Новгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр., рассказ ладожан ополуночных странах, подобный же рассказ Гюряты Роговича). Кроме того,составитель новой редакции дополнил летопись рассказом о событиях 1111 -1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединенопоучение Владимира Мономаха и некоторые выписки из его бумаг: связьпоучения со второю редакциею П. временных лет видна между прочим изтого, что как в поучении, так и в П. рассказ о исторических событияхдоходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополковича). ВЛаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции, вместес другими из ее заимствованиями (напр. рассказом Гюряты Роговича,записанным за четыре года до составления летописи, одновременно срассказом, слышанным в Ладоге). Литература предмета и издания указаны под сл. Летопись. Важнейшиесписки П. временных лет: Лаврентьевский, 1377 г., издан археографическойкомиссией (3 издание СПб., 1897), с разночтениями из Радзивиловскогосписка XV в., академического (московской духовной академии) XV в. иутраченного Троицкого XIV - XV в. Ипатьевский, XV в., издан археографической комиссией (СПб.,1871), с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку XVI в.. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1214 - 1219 г.,издан по списку XV в. кн. Оболенским (М. 1851). Новгородская 4 летопись,в части, заключающей П. временных лет, до сих пор не издана, не смотряна важность и древность (см. IV т. "Полн. Собр. Русск. Лет."). Софийская1 летопись (изд. в V т. "П. С. Р. Л.") содержит, как и Новгородская 4,П. временных лет в соединении с Новгородской 1 летописью. Воскресенскаялетопись (изд. в VIl т. "П. С. Р. Л.") содержит П. временных лет вредакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одногонедошедшего до нас Суздальского свода. В Никоновской летописи П.временных лет составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи,дополнена на основании Лаврентьевского списка и расширена и частьюизменена, вследствие заимствований из Хронографа 2-ой редакции иСтепенной книги. А. Шахматов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.