(??????????) — древнейший аттический праздник в честь Афины Полиады и Эрехтея, восходит к доисторическому времени, как ликейский и олимпийский праздники; учреждение его, по преданию, относится к 729 г. до 1-й олимпиады. Праздник назывался сперва ??????? и лишь позднее, при Тезее, установителе синойкизма и устроителе гор. Афин, получил значение всеафинского праздника. Помимо религиозных обрядов в честь Афины, в состав древнейших П. входили конные состязания. При Писистрате (или незадолго до него) П. были реорганизованы, праздник получил великолепное и торжественное устройство, но с этого времени главный обряд его — принесение богине нового пеплоса — совершался лишь раз в 4 года, а именно в 3-й год каждой олимпиады. Этот праздник, получил название великих П., в отличие от ежегодно справлявшихся (кроме 3-го года каждой олимпиады) малых П. К эпохе Писистрата относится введение гимнастических и рапсодических агонов. Получивший широкую и торжественную организацию, праздник с этого времени приобрел великое национальное значение; на П. стекались огромные массы народа как из Аттики, так и из других областей Греции. Праздник происходил в последние дни месяца гекатомбеона (от 21 или 24 до 28 числа). Первый день (иногда первые 2 и даже 3 дня) был посвящен состязаниям рапсодов, которые пели Гомеровские поэмы; позднее на этих состязаниях допускались другие произведения, которые читались самими авторами. При Перикле к литературным состязаниям были присоединены музыкальные, для чего было построено особое здание — Одеон. На музыкальные состязания допускались кифареды, кифаристы, авледы и авлеты. Победители получали оливковый венок, украшенный золотом, стоимостью от 1000 до 100 драхм. Следующие дни до 27 гекатомбеона были посвящены конным и гимнастическим состязаниям. Наградой служили ветви священной оливы и амфора с маслом. В ночь накануне последнего дня старшие жрицы пели религиозные гимны в честь Афины; тогда же молодые жрицы устраивали хоры и пляски. Последний день праздника (28 число) был кульминационным пунктом торжества. Приносилась гекатомба, совершалась торжественная процессия к храму Афины и надевался новый пеплос на статую богини. Процессия носила весьма торжественный характер. В ней участвовали победители в играх предыдущих дней, руководители жертвоприношений от афинян и иностранцев, всадники, полководцы (таксиархи и стратеги), красивейшие старцы с оливковыми ветвями (фаллофоры), девушки с корзинами на головах (канефоры), жены и дочери метеков (скиандефоры и дифрофоры, т. е. несущие зонтики и стулья для канефор), затем афинский народ по демам. Вся эта процессия сопровождала пеплос — покрывало, изготовленное для богини особыми работницами, под руководством двух аррефор и жриц. Вновь изготовленное покрывало богини, в виде паруса, прикреплялось к мачтам священного панафинейского корабля, который, с помощью особых машин, подвигался по улицам к акрополю. На пеплосе были вытканы картины подвигов богини (????????), особенно победы ее над Энкеладом и гигантами. Процессия начинала двигаться из Керамика, проходила площадь, по направленно к Элевзинию (в вост. части Акрополя), огибала акрополь мимо Пелазгика (в сев. части акрополя) и достигала Пропилеи. После этого устраивались жертвоприношения в честь Афины Гигиейи и Афины Нике и приносилась гекатомба Афине Полиас, на большом алтаре в вост. части Акрополя. В заключение торжества устраивался религиозный пир, для которого раздавали мясо жертвенных животных по демам; число участников было ограничено. Музыкальные, гимнастические и конные состязания устраивались под руководством атлотетов. Атлотеты, числом 10, избирались на 4 года, т. е. на каждый праздник, по одному из каждой филы. Гимназиархи руководили факельным бегом, демархи стояли во главе лиц, выборных от демов для участия в процессии и пире, мастигофоры смотрели за порядком. Ср. Meursius, "Panathenaea" в "Thesaurus" Ероновия (т. VII, стр. 83 сл.); Н. A. M?ller, "Panathenaica" (Бонн, 1837); A. Mommsen, "Heortologie der Athiener" (Лпц., 1864); Schoemann, "Griechische Altert?mer" (1873, т. II, стр. 467 сл.); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquities" (Л., 1890—91, т. II,стр. 324 сл.).Н. О.
Значение слова ПАНАФИНЕИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПАНАФИНЕИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012