Значение ПАИСИЙ ЛИГАРИД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПАИСИЙ ЛИГАРИД

(1610—78) митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 г. со степенью доктора богословия. В это время Папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован распространением католицизма на Востоке; еще во время своего пребывания в Риме П. издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. П. был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергически боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. П. отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим, с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 г. посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 г. в митрополита газского, но в свою митрополию П. так и не появлялся; в 1657 г. он жил опять в Валахии, где принимает участие в дворцовых заговорах. Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 г. П. прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. П. принял сторону царя и бояр — врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у П. ответа. П. ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: "Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита газского П. на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.". П. приобрел влияние на царя, благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Своим влиянием П. пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время П. незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже проклят, как еретик, патриархами константинопольским и иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в 1668 г., но не испортило отношений между П. и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении П. перед патриархом иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту. Умер П. в Киеве, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, П., по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от Папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным. Вообще это был человек равнодушный к вере и нравственности, искавший только внешних отличий и материальных благ. Ему принадлежит еще изъяснение божественной литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer'a: "The patriarch and the tsar". Cp. Каптерев, "Характер отношений России к православному Востоку" (М., 1885); статья Лавровского в "Христианским Чтении", 1889 г., № № 11, 12; Горский, "П. Лигарид до приезда в Россию"; Legrand, "Bibliographie Hellenique" (т. IV, 1896).А. Г. К.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.