Значение слова ОРДИН-НАЩОКИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ОРДИН-НАЩОКИН

Ордин-Нащокин (Афанасий Лаврентьевич) - ближний боярин, один изпредшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика,обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О.начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность ещепри Михаиле Федоровиче. В 1642 г. он ездил на шведскую границу дляосмотра и исправления пограничной линии по pp. Меузице и Пижве и дляпринятия, на основании столбовского договора, пограничных земель,неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, чтоон знает "немецкое дело и немецкие нравы". В самом начале царствованияАлексея Михайловича О. обратил на себя внимание молодого царя своеюраспорядительностью во время псковского бунта (1650). С открытиемшведской войны он, будучи друйским воеводой, показал себя отличнымполководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войски особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращалиливонцев от русского подданства; настаивал на полном преобразованиивойска и замене дворянской конницы "новыми конными и пешими полками";убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России изаключил с ним договор (1658), за что пожалован в думные дворяне исделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писалему: "а служба твоя забвенна николи не будет". почти единоличнымитрудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее заРоссией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом О. Нащокина былозаключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже полякиприписывали уму и стараниям О. "Гремевшая в Европе славатринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы",говорит один современник поляк, "воздвигает Нащокину благороднейшийпамятник в сердцах потомков". Он был пожалован званием ближнего бояринаи дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом"царственные большие печати и государственных великих посольских делоберегателя"; затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийскийприказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другиеотдельные управления. Состоя в 166566 гг. воеводой во Пскове, О. ввелряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало),допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компаниии вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там оченьнедолго, но взгляды О. на торговлю нашли применение в "Новоторговомуставе" и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли вШвеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу,сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил,посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию; сего именем связывается также распространение и улучшение садоводства вРоссии и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Не смотря набезграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбус канцелярской рутиной дьяков и с противниками - боярами (Б. М. Хитрово,И. Д. Милославским и друг.); тем не менее он успел сделать многое дляулучшения международных сношений (между прочим завел газеты-куранты) иотстоял в 1670 г. Киев, который, по ардрусовскому договору, былприобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое местоновому царскому любимцу, А.С. Матвееву, Ордын-Нащокин удалился вКрыпецкий монастырь, постригся здесь под именем Антония и многозанимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только, за годдо смерти, потревоженный светским делом - ведением переговоров спольскими послами. О. - Нащокин был самым образованным и передовымчеловеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы),постоянно указывавшие на неотложность реформ, совершенных впоследствииПетром Вел.; он был тверд в своих убеждениях, весьма деятелен исовершенно неподкупен. Подробная биография его написана В. Иконниковым ("Русская Старина",1883, № 10 и 11); новейшие данные см. во II т. "Актов Московскогогосударства". Сын его Воин, получив образование под руководствоминоземцев, начал службу в посольском приказе, но в 1660 г., недовольныймосковскими порядками, убежал за границу, "уворовал, презревнеизреченную к нему милость великого государя". Побывав в Германии,Франции, Голландии и Дании и прослужив несколько лет у польского короля,он в 1665 г. вернулся в Россию, с соизволения государя, разрешившего емужить в отцовской деревне. Через год он был сослан в Кириллов-Белозерскийм-рь, "под крепкое начало", и освобожден только по заключенииандрусовского договора. В 1678 г., будучи стольником, послан былвоеводою в Галич-Костромской. Умер, не оставив потомства.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.