Значение НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I

Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро-Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия, Североамериканские Соединенные Штаты, Турция, Франция, Черногория, Швейцария, Швеция. Япония. III. Начальное народное образование в Финляндии. IV. Начальное народное образование в России: 1) история, 2) современное положение. V. Статистика Н. народного образования в России (таблицы). Литература.

I. Развитие Н. народной школы представляет собой в исторической науке едва ли не наименее исследованную область. Очень долго среди историков Н. образования господствовали главным образом два мнения: одни считали народную школу продуктом Реформации, другие — продуктом Французской революции. Существует, однако, целый ряд данных, не оставляющих никакого сомнения в том, что элементарная школа существовала задолго до Реформации и Революции, а зародыши ее кроются в отдаленнейшем прошлом человечества. У так называемых "неисторических" народов воспитание ограничивалось домашней средой, но уже у народов Востока, достигших значительной степени государственного развития, воспитание перестает быть исключительно семейным делом. Однако, деспотически-патриархальный строй жизни народов Востока еще не допускал возможности появления ни общего, ни, тем более, народного образования; могло развиться только несвободное профессиональное образование, приуроченное к господствующим кастам, причем одна каста не могла пользоваться образованием другой. Все обучение носило механический характер, совершенно подавлявший индивидуальность обучаемых. Что касается до направления обучения, то у разных народов Востока можно проследить два его типа. У китайцев школа явилась простым орудием в руках государства и до настоящего времени сохраняет свой прежний служебный, неподвижный характер. У индусов главную роль играет не государство, а религия, или, лучше сказать, каста ее служителей, всецело захвативших в свои руки и образование. Членам низшей касты было воспрещено, как тяжкий грех, не только читать самим, но даже слушать чтение Вед. Для женщин уменье читать и писать считалось позорным; приобретать его могли только танцовщицы и баядерки. Две средние касты могли учиться читать только под руководством жрецов. У древних египтян обучение также носило кастовый, замкнутый характер; но, вследствие более частых сношений с Египтом других народов, в том числе греков и римлян, египетская школа имела значительное влияние на дальнейшее развитие школьного дела. В Персии школьное обучение имело сначала не столь узкий характер, как это видно, например, из рассказа Ксенофонта об общественном воспитании персов; известны даже случаи посещения школ персидскими женщинами. В конце концов древняя персидская школа была совершенно заброшена и заглохла в эпоху войн и роскоши. Древняя Греция представляет две системы воспитания и обучения. В Спарте развилась система национального воспитания, имевшего целью образование хороших граждан; главным предметом заботы было физическое развитие. В Афинах больше ценились интересы личности и индивидуальной свободы, поэтому и воспитание не могло быть здесь общим для всех детей, как в Спарте, а рядом с общественным образованием в Афинах существовало и частное. Целью афинской школы было всестороннее развитие человеческой личности, причем умственному образованию отводилось очень большое место. Образование римлян носило преимущественно практический характер; цель его Цицерон определяет следующими словами: "мы должны изучать те искусства, посредством которых мы становимся полезными государству". Школы появились в Риме благодаря влиянию этрусков. Известны попытки Нервы и Траяна устроить даровое низшее элементарное образование. Несмотря на все это, ни в древнем Риме, ни в древней Греции не могло еще существовать Н. народного образования в собственном смысле слова: образование составляло привилегию свободных граждан, рабы же, т. е. народная масса, систематически от него устранялись. В государствах, возникших на развалинах Западно-римской империи, школа нашла себе приют в новой христианской церкви, которой она была необходима как для подготовки ее служителей, так и для распространения ее учения. Элементарная церковная школа, говоря вообще, отнюдь не была, однако, школой народной; этому мешало бесправие массы, выгодное для духовенства, поскольку оно было господствующим классом в средневековом обществе. Слабые попытки проведения образования в народные массы, сделанные, например, Карлом Великим, Альфредом Великим, некоторыми епископами, в конце концов все оставались безрезультатными. Большое влияние на дальнейшие судьбы европейской школы имели арабы, среди которых существовали в Средние века не только высшие, но и низшие училища и образованность которых достигла высокой степени развития. Во второй половине Средних веков училища, учреждавшиеся городами, уже довольно близко подходят к современному понятию о народной школе; но прежде чем эти училища могли возникнуть, города должны были выдержать жесточайшую борьбу с духовенством. Громадный толчок дальнейшему развитию школьного дела дала сначала эпоха возрождения наук и искусств, с ее отрицанием схоластической философии, а затем Реформация, деятели которой видели в школе главное орудие для борьбы с католицизмом. Благодаря, главным образом, влиянию Реформации, в XVI и XVII вв. появляются в Западной Европе первые государственные постановления, касающиеся устройства училищ; но попытки распространить образование в среде закрепощенного и экономически разоренного народа больше оставались на бумаге, чем были осуществляемы на деле. Провозвестниками нового направления в школьном деле являются такие светлые умы, как Ратихий, Комениус, Локк, Монтень, Фенелон, Роллен и, наконец, Руссо. Среди привилегированных классов все сильнее начинают раздаваться голоса, доказывающие необходимость просвещения народа. Революция провозгласила Н. народную школу необходимым органом государства, а получение Н. образования — правом и в то же время обязанностью всех граждан страны; но от теоретического провозглашения этих истин до проведения их в жизнь еще было очень далеко. Не во всех государствах представляются однородными самые понятия: "народная школа" и "Н. народное образование". Во всех передовых странах деятели народного образования озабочены не только правильной организацией Н. народной школы в собственном смысле слова, назначаемой обыкновенно для обучения детей 6—14 лет, но и созданием специальных образовательных учреждений, имеющих в виду, с одной стороны, общественное воспитание детей дошкольного возраста (так называемые материнские школы, детские сады), с другой — дополнительное образование лиц, окончивших курс народной школы (высшие народные школы, дополнительные курсы). Все сильнее и сильнее раздаются голоса, доказывающие необходимость создания прямой и тесной связи не только между всеми этими видами Н. образования, но и Н. образования — со средним и высшим. Программы Н. народных школ в различных странах далеко не одинаковы: в одних государствах в народных школах обучают только чтению, письму и счету, в других к этим начаткам знания присоединяется целый ряд общеобразовательных предметов (естествознание, геометрия, алгебра, физика, химия, история, география, литература и т. д.). Таким образом, в систему Н. народного образования каждой данной страны должны быть включены все учебные заведения, предназначенные для обучения всего населения и долженствующие дать последнему те знания, которые признаются в данное время и в данной стране минимумом образования, необходимым (а большей частью и обязательным) для всех ее граждан и представляющим собой фундамент как всякого дальнейшего профессионального и общего образования, так и общественной и практической деятельности граждан.

II. Начальное народное образование за границей.

Австро-Венгрия. В Австрии Н. народное образование сделалось предметом государственной заботы только со второй половины XVIII в. При Марии-Терезии в 1771 г. была открыта в Вене первая нормальная школа, а в 1774 г. издан первый школьный закон (Allgemeines Schulordnung), вводивший обязательность обучения, организовавший школьную инспекцию, учреждавший провинциальные школьные комиссии и т. д. В каждой общине предписывалось открыть Н. школу (Trivialschule), для обучения чтению, письму и счету, а в каждом округе — высшую школу (Hauptschule). Вдохновителем этого закона был знаменитый деятель по народному образованию Фельбигер. В одной только Богемии за 4 года было вновь открыто около 500 школ; во многих других местностях число школ увеличилось почти втрое. Иосиф II издал несколько декретов, имевших предметом обязательность Н. образования. Доходы с секуляризированных монастырских имуществ были назначены на расходы по содержанию школ, а различным народностям Австрии была облегчена возможность учреждать свои школы. Крупное влияние на быстрое развитие народного образования в конце прошлого века имели возникшие в то время учительские общества. Вскоре, однако, в Австрии наступила общая реакция, которая немедленно отразилась и на школьном деле. Программа обучения в народных школах была ограничена самыми узкими рамками, народные школы поставлены в полную зависимость от духовенства (закон 1805 г.). После революции 1848 г. было учреждено министерство народного просвещения; Гельферт, которому поручено было заведование Н. образованием, взялся энергично за работу, но вновь наступившая реакция остановила ее в самом начале. Конкордат 1855 г. провозгласил, что образование должно сообразовываться с принципами католической религии, и подчинил все народное образование высшему контролю католического духовенства. В 1860 г. министерство народного просвещения было уничтожено, как бесполезное. В 1866 г. в Вене собрался конгресс учителей (около 2000 человек), на котором раскрылась неутешительная картина отношения духовенства к делу народного образования; учителя заявили, что они не в состоянии как следует исполнять свои обязанности, пока народная школа будет находиться под давлением духовенства. В 1867 г. было восстановлено министерство народного просвещения и вслед за тем один за другим изданы новые законы о народном образовании (1868, 1869 и 1870 гг.), с некоторыми изменениями и дополнениями действующие и в настоящее время. Высшее заведование начальным народным образованием принадлежит в Австрии министерству народного просвещения и духовных дел, а местное — правительственным инспекторам народных училищ и провинциальным, окружным и местным школьным советам. Существуют также местные инспектора для каждой общины, назначаемые окружными советами. В каждой местности, в которой на расстоянии 1 часа ходьбы живет не менее 40 детей школьного возраста, должна быть устроена одна Н. народная школа (Allgemeine Volksschule), а в каждом школьном округе — высшая народная школа (B?rgerschule). Распределение расходов по содержанию народных школ между общинами, округами и государством в отдельных провинциях очень различно. Обучение в народных школах почти везде бесплатное. Посещение школ обязательно для всех детей в возрасте 7—15 лет, но практически, вследствие закона 1883 года, оно продолжается только 6 лет. Учебный год должен иметь не менее 46 недель. Постройка и обстановка школьных зданий нормированы законом. В программу преподавания австрийских начальных школ входят: религия, чтение, письмо, родной язык, арифметика и элементы геометрии, начала естествознания и физики, география, история, рисование, пение, гимнастика и для девочек — домоводство. Религия преподается священниками. Частные школы подчинены надзору правительственной инспекции; учителями в них могут быть только лица, имеющие право на занятие этих мест в общественных школах. Церковные школы в 1883 г. освобождены от распространявшегося на них прежде надзора правительственной инспекции. Несмотря на установленную законом полную равноправность всех народностей в школьном деле, в Австрии происходят в этом отношении постоянные неурядицы и столкновения, вызываемые тем или другим направлением правительственной политики в национальных вопросах. Венгрия, по закону 1868 года, разделяется на 73 школьных округа, большая часть которых совпадает с комитатами. Обыкновенно в каждом округе имеется по одному правительственному инспектору народных училищ. Конфессиональные школы также подлежат надзору правительственных инспекторов, но по отношению к ним они могут действовать только через посредство духовенства; эти школы могут иметь и своих инспекторов. Местное заведование народными школами лежит на общинных школьных советах, из 9 выборных членов и представителей всех имеющихся в пределах общины вероисповеданий. Н. образование обязательно; школьным возрастом считается период от 6 до 12 лет. Общественная школа должна быть устроена в каждой общине, где имеется не менее 30 детей школьного возраста, родители которых не желают посылать их в местную конфессиональную школу. В общинах с 5000 жителями и более должны существовать высшие народные школы, с 3-летним курсом для мальчиков и 2-летним для девочек. В городах находятся школы, соответствующие австрийским B?rgerschulen и служащие продолжением Н. школы. Забота о религиозном обучении учащихся лежит на обязанности соответствующих вероисповедных общин, которые могут располагать для этого школьным помещением. Обучение в школах должно происходить на родном языке учащихся; в 1891—1892 учебном году было 28 школ, в которых преподавание производилось на 3 языках. Кроме Н. школ, по закону 1891 г. в Венгрии организовано общественное воспитание детей дошкольного возраста (3—5 лет). Закон этот проведен министром графом Чаки, несмотря на оппозицию немадьярских народностей Венгрии, и имел целью способствовать подавлению этих народностей. Последнее статистическое исследование народных училищ было произведено в Австрии в 1890 г. При населении в 23895413 душ, Австрия имела в то время 18598 народных школ (17619 общественных и 979 частных и конфессиональных), в числе которых было 18113 Н. школ и 485 высших. Из всех общин страны 61,96% имели собственные школы, 29,3% были приписаны к школам других общин и только 8,74% не имели своих школ и не были приписаны к другим школам. Повторительные курсы существовали при 4753 школах. Детских садов и однородных с ними заведений было 223. При 11205 школах существовали учительские библиотеки, заключавшие в себе 770544 тома (по 68,8 томов в среднем на 1 библиотеку), а при 13981 школе — ученические, заключавшие 1654340 томов (по 118,3 томов). Учащих в народных школах было 61802, в том числе учителей 46847, учительниц 14955. Учащихся было 2872929 (1452138 мальчиков и 1420791 девочка), из которых 2769426 учились в общественных школах, а 103503 — в частных и конфессиональных. Число учащихся, получавших дополнительное образование, равнялось 138783. В среднем, на 1 учащего приходилось 69 учащихся (в сельских школах — 75), а на 1 школу — 154,5 (по 157,2 на 1 общественную и по 105,7 на 1 частную школу). В Венгрии в 1893 г. было 16942 народные школы, с 25752 учащими и 2232315 учащимися, и 1256 заведений для воспитания малолетних детей (государственных 125 и общинных 485), в которых воспитывалось 102649 детей. В 651 из этих заведений применялась Фребелевская система. Средняя стоимость содержания одного заведения равнялась 494 гульденам.

Англия. В XVI в. часть доходов с секуляризованных монастырских имуществ была назначена на содержание так называемых грамматических школ (grammar schools), возникновение которых относится еще к XI в. Впрочем, эти школы скоро утратили значение Н. народных школ. В 1699 г. возникает в Англии существующее и в настоящее время общество для распространения христианских знаний (Society for promoting Christian Knowledge), учредившее множество бесплатных школ; к середине XVIII в. их насчитывали около 1500. Общество воскресных школ, учрежденное в конце XVIII в. по инициативе баптиста Райкса, стало открывать бесплатные школы, встреченные духовенством очень недружелюбно; оно протестовало против обучения в них письму, находя, что таким светским делом не следует заниматься по воскресеньям. В 1798 г. Ланкастер (см.) открывает в Лондоне свою знаменитую школу, основанную на методе взаимного обучения; его дело продолжает "Британское общество", в школах которого религиозное воспитание давалось детям в духе христианства вообще, а не в духе какого-либо определенного исповедания. В противовес Ланкастеру духовенство выдвигает Белля (см.), а в 1811 г. возникает новое "Национальное общество" народного образования, в духе господствующей церкви. Его школы распространены преимущественно в деревнях, школы Британского общества — в городах. В 1802 г. Р. Пиль провел закон об ограничении рабочего дня для малолетних и об обязательном открытии для них фабрикантами школ. Первое назначение государственных средств на дело народного образования почти совпало с великой избирательной реформой 1832 г.: в 1833 г. Национальному и Британскому обществам было назначено 20000 фунтов стерлингов. В 1839 г. при Тайном совете (Privy council) был образован особый комитет по народному образованию, первой заботой которого явилась организация инспекции над теми школами, которые получали государственную субсидию. В 1845 г. размер последней дошел уже до 100000 фунтов стерлингов, а к 1856 г. — до 850000 фунтов стерлингов. Назначенная вскоре после того парламентская комиссия обнаружила в постановке школьного дела множество недостатков, главным из них был тот, что учителя пренебрегали большинством учащихся и сосредоточивали все свое внимание на лучших учениках. Вследствие этого была принята система выдачи правительственных субсидий в зависимости от результатов испытаний, ежегодно производимых всем учащимся каждой школы (payment by results). Эта система, с некоторыми изменениями, сохранилась и до настоящего времени. В первое министерство Гладстона (1868—74) во главе комитета по народному образованию был поставлен знаменитый Форстер, с правом голоса в кабинете. 9 августа 1870 г. был издан "Акт об обеспечении народного образования в Англии и Валлисе", которым введена обязательность обучения. Вся страна разделена на школьные округа; если в каком-либо округе число школ оказывалось недостаточным для обучения всех детей школьного возраста (число которых принято в 162/3% всего населения), то в нем должен быть организован школьный комитет (School Board), обязанный озаботиться учреждением новых школ. Расходы по содержанию школ должны покрываться местными налогами, правительственной субсидией и платой за ученье. Школьным комитетам было предоставлено освобождать детей бедных родителей от всей или от части платы за ученье, а также устанавливать полную бесплатность обучения. В школах, учреждаемых комитетами, не должно быть религиозного обучения в духе определенного исповедания. Во всех школах, субсидируемых правительством, родители могут требовать освобождения детей от уроков Закона Божия. В 1891 г. министерство Солсбери провело закон, на основании которого государство, кроме обыкновенных субсидий, платит всем народным школам, уничтожившим плату за ученье, до 10 шиллингов на каждого ученика в год; школам, в которых существовавшая ранее плата превышала 10 шиллингов, предоставлено право взимать с учеников только дополнительную (сверх 10 шиллингов) плату. Этот закон фактически сделал в Англии бесплатность обучения почти всеобщей. В настоящее время делом народного образования руководит в Англии департамент народного образования (прежний комитет по народному образованию); он следит за народными школами через посредство главных инспекторов народных училищ и их помощников. Правительственной инспекции подвергаются в Англии все школы, содержимые школьными комитетами, а из частных — лишь те, которые желают получать государственные субсидии. Народные школы разделяются в Англии на 2 разряда: школы для малолетних (до 7 лет) и школы для детей старшего возраста (7—14 лет); посещение школ обязательно для детей с 5-летнего до 13-летнего возраста, принимаются же дети в школы начиная с 3 лет. Школы получают правительственные субсидии, размер которых сообразуется с числом учащихся и с их успехами и возвышается при обучении дополнительным предметам. На физическое воспитание учащихся в английских народных школах обращается очень большое внимание. За преподавание рисования, черчения и за обучение ручному труду, народные школы получают особые субсидии от департамента наук и искусств. Система народного образования в Англии особенно замечательна тем, что в ней не существует строгой границы между средним и низшим образованием; уже в настоящее время многие народные школы на самом деле дают учащимся почти среднее образование. В выборе учебников и методов преподавания учителя английских народных школ совершенно свободны; инспектора следят только за результатами обучения. Никаких одобренных правительством книг для народных школ в Англии не существует: по выражению известного педагога Фича, "департамент народного образования существует для того, чтобы помогать деньгами и всеми другими способами всякому добросовестному труду на пользу народного образования, а не для того, чтобы навязывать всей нации свои педагогические теории и указывать, кого и как следует учить". Личность народных учителей охранена в Англии от всякого произвола; назначаются они или школьными комитетами, или учредителями школ, которые определяют и размеры жалованья учителей. Народные школы с учителями, не имеющими установленного образовательного ценза, не имеют права на получение правительственных субсидий. В законе установлен целый ряд минимальных гигиенических правил, которым должны удовлетворять школьные здания всех субсидируемых школ. Лучшими народными школами являются в Англии общественные школы, содержимые выборными школьными комитетами. Школы частные, т. е. содержимые различными образовательными обществами, поставлены, в общем, гораздо хуже. Всякий желающий может открыть какую ему угодно школу, пригласить каких угодно учителей, организовать обучение по какому угодно методу, не спрашивая ни у кого разрешения и не представляя никаких свидетельств или дипломов. Каждое общество или частное лицо, имеющее народную школу, получающую правительственную субсидию, в любой момент может отказаться от последней и этим самым освободить себя от всяких обязательств относительно департамента народного образования. Кроме народных школ, в Англии широко распространены еще вечерние классы для взрослых, имеющие очень разнообразные программы преподавания и также получающие правительственные субсидии. Организация этих классов определена специальным законом (Evening Continuation School Code). В Шотландии действующим органическим законом по народному образованию является акт 1872 г., которым был учрежден шотландский департамент образования, организованы выборные местные школьные комитеты и вообще введена единая система национальных школ. В Ирландии с 1845 года народное образование находится в ведении комиссионерства национального образования. В 1893 г. в Англии и Валлисе, при населении в 29731100 душ, было 19577 инспектируемых правительством народных школ, на 5762617 учащихся, из которых ежедневно посещали школы, в среднем, 4100030 учащихся; кроме того, было еще 1604 вечерние школы. В Шотландии, при населении в 4093959 душ, было 3004 школы на 737797 учащихся, из которых ежедневно посещали школы, в среднем, около 542851. В Ирландии, при населении в 4615190 душ, школ было 8459, на 832545 учащихся, из которых ежедневно посещали школы, в среднем, 527060. Из общего числа народных училищ, школ, содержимых школьными комитетами, в Англии и Валлисе было 4904, в Шотландии — 2679. Между учащими в народных школах число учительниц постоянно увеличивается. В Англии и Шотландии среднее жалованье "дипломированных" учителей равняется около 120 фунтов стерлингов (от 50 до 300 фунтов), а учительниц — 78 фунтов; многие из них имеют, кроме того, бесплатные квартиры. В Ирландии эти средние цифры — 70 фунтов и 58 фунтов. Общая сумма доходов, поступивших в 1893 г. на содержание народных инспектируемых школ: в Англии и Валлисе — 8586057 фунтов стерлингов, в Шотландии — 1286027 фунтов стерлингов, в Ирландии — 1221506 фунтов стерлингов, во всем Соединенном королевстве — 11093590 фунтов стерлингов. Из этой громадной суммы правительством было истрачено 8562175 фунтов стерлингов. С 1870 по 1892 гг. в одной Англии школьными комитетами было занято на постройку школьных зданий 24270000 фунтов стерлингов, т. е. почти 250 млн. руб.

Бельгия. После революции 1830 г. и провозглашения независимости Бельгии, частному образованию была в ней предоставлена полная свобода, и в стране началось движение против общественных школ, получивших особенное развитие во время соединения Бельгии с Голландией. По закону 1842 г., бывшему плодом компромисса между либералами и клерикалами, каждая община должна была устроить общественную начальную школу, но с правом заменить ее существующей уже в пределах общины частной школой (?cole adopt?e); это постановление было направлено к очевидной выгоде клерикалов, так как частные школы были, большей частью, церковные. Однако, число общественных школ стало быстро расти, а частных — столь же быстро уменьшаться. Народные школы подвергались двойной инспекции: государственной (провинциальные и кантональные инспектора) и духовной. В 1878 г. либеральная партия получила большинство в обеих палатах и первым ее делом было учреждение особого министерства народного просвещения и реорганизация системы начального народного образования. По закону 1879 г. каждая община была обязана устроить по крайней мере одну общественную школу и, кроме того, принять меры к учреждению общественных же материнских школ и школ для взрослых. Клерикальная инспекция уничтожена; членам духовных орденов воспрещено занимать учительские места. Программа народных школ была значительно расширена, а преподавание религии было из нее исключено и предоставлено заботам церкви и семьи. В каждой общине для заведования школами были организованы школьные комитеты. Минимальный размер жалованья учителя был определен в 1000 франков. В селах, где влияние католического духовенства еще очень сильно, применение нового закона встретило препятствия. В 1884 г., когда клерикальная партия оказалась у власти, в деле народного образования снова наступает реакция. Министерство народного просвещения уничтожено; вновь допущена замена общественных школ субсидируемыми частными школами; учреждение детских школ и школ для взрослых сделано необязательным. Назначение учителей и определение цифры их содержания предоставлено общинам; общинные школьные комитеты уничтожены. Программа обязательных предметов сокращена: общинам предоставлено, впрочем, право расширять ее. Расходы по содержанию народных школ распределены таким образом, что 1/6 их падает на государство, 1/6 — на провинцию, а остальные 4/6 — на общины. В 1895 г. министром Шоллаэртом проведен новый школьный закон, делающий преподавание религии обязательным; оно производится или священниками, или учителями под надзором духовенства. Частным школам предоставлено такое же право на получение государственных субсидий, как и школам общественным и ?coles adopt?es. Закон Шоллаэрта, возбудивший большое неудовольствие в стране, не обеспечивает ни бесплатности, ни обязательности образования; клерикалы открыто заявляют, что частные школы должны быть правилом, а общественные — исключением. В 1894 г., при населении в 6341958 душ, Бельгия имела следующее число общественных народных школ: H. — 6209, с 695211 учащимися, детских — 1347, с 137356 учащимися, и школ для взрослых — 1810, с 67704 учащимися. В 1893 г. государством, провинциями и общинами израсходовано на Н. образование 30263534 франка.

Болгария. Действующий закон о народном образовании издан в Болгарии в 1891 г. Во главе его стоит министерство народного просвещения, а местное заведование народными школами принадлежит окружным инспекторам, окружным училищным советам и общинным училищным настоятельствам. Обучение в Н. училищах бесплатно и обязательно для всех детей 6—12 лет. Все Н. училища разделяются на общественные (народные) и частные, а первые, в свою очередь, — на детские (для детей 3—6 лет) и основные. В основных училищах преподаются: нравственность, Закон Божий, болгарский и староболгарский языки, отечествоведение, начатки гражданственности, всеобщей истории и географии, счет, геометрия, начала физики, химии, естественной истории и гигиены, рисование, пение, гимнастика, ручной труд для мальчиков и рукоделие для девочек. Для занятий со взрослыми организованы вечерние и воскресные школы. Минимальные размеры учительского жалованья — в городах 1200—1800 левов, в селах 720—1500 левов. Учащими в народных училищах могут быть только лица, получившие соответственное образование. Училища содержатся за счет общин, округов и государства, причем последнее принимает на себя 2/3 расходов на жалованье учащим. Частные училища подлежат правительственному надзору и не могут получать ни государственных, ни общинных субсидий. Для народных учителей устроена государственная пенсионная касса. В 1890—1891 гг., при населении в 3154375 душ, Болгария имела 4193 Н. училищ, с 5943 учащими (4998 учителей и 945 учительниц) и 269314 учащимися (196615 мальчиков и 72699 девочек). На 1 учащего приходилось в среднем 45,32 учащихся. На содержание этих Н. училищ было израсходовано 4381548 левов.

Германия. Главными факторами развития в Германии дела Н. народного образования следует признать протестантизм, деление страны на множество мелких государств, способствовавшее соперничеству их в общеполезных предприятиях, и влияние университетов. В новейшее время громадную роль получили широко распространенные учительские съезды и союзы, общества народного образования и чрезвычайно богатая специальная литература. Отношение германского общества к народной школе прекрасно характеризуется словами Я. Гримма, что Германия является настолько же страной народных учителей, как Испания и Италия — странами монахов. До создания германской империи народное образование развивалось в отдельных немецких государствах совершенно самостоятельно. Происшедшие отсюда особенности существуют, в значительной мере, и в настоящее время, хотя со стороны имперского правительства и сделано несколько попыток объединить школьные системы Германии. В истории немецкого Н. народного образования выдающуюся роль играет Пруссия. Великий курфюрст, в 1662 г., предписал устраивать школы не только в городах, но и в селах; в 1687 г. появляется запрещение частных школ. Правила эти остались мертвой буквой, так как не только не было ассигновано никаких средств для их выполнения, но не было даже и учителей. Все дело было поручено духовенству, которому предоставлялось выдавать учителям, за набожность и послушание, награды из церковных сумм, а жалованье учителя должны были получать из платы за ученье. Фридрих-Вильгельм I смотрел на народную школу как на орудие для дисциплинирования и объединения своих подданных. Сотрудником его в обновлении и улучшении учительского персонала является известный Франке. Громадное большинство учителей того времени были, однако, полными невеждами. Патентом 1722 г. учителей и причетников предписывалось брать лишь из числа портных, ткачей, кузнецов и плотников. Рескриптом 1738 г., имевшим в виду материальное обеспечение учителей, право быть портным предоставлялось исключительно учителям и причетникам. В 1737 г. издаются Principia regulativa, призывавшие дворянство и духовенство к пожертвованиям на дело народного образования. Этим законом постройка и содержание школ возлагались на общины и школьные комитеты; государство давало лес, нужный для постройки и отопление школ. Из 6 млн. бюджета выделены были 50 тыс. талеров, как особый фонд для выдачи из % субсидий учителям и школам. К концу царствования Фридриха-Вильгельма I насчитывалось около 1700—1800 школ, находившихся в крайне жалком положении. Всем лучшим, что было сделано для народного образования при Фридрихе II Великом, Пруссия обязана Геккеру, основателю первой учительской семинарии (в Берлине, в 1748 г.) и автору закона 1763 г. (General-Landschulreglement). Этим законом воспрещались тайные школы, устанавливались экзамены учителей и на пасторов возлагалась обязанность следить за школами. Средств на школы государство по-прежнему не давало никаких; учителям, для увеличения средств к жизни, рекомендовалось заниматься шелководством. При Фридрихе Вильгельме II в школьном деле наступила полная реакция; постановление 1763 г. об экзаменах для учителей вовсе не исполнялось и над школой царил дух религиозной нетерпимости. Прусское земское право (Allgemeines Landrecht, 1794) устанавливало, однако, принцип обязательности посещения школ. Наполеоновские войны и разгром Пруссии подняли народный дух и возбудили интерес к народному образованию. Зимой 1807—08 гг. Фихте развивает в Берлине обширный план организации народного образования. Целые партии молодых людей отправляются в Швейцарию к Песталоцци, чтобы подготовиться к занятию учительских мест. Открываются новые учительские семинарии и народные школы, причем выдвигается вопрос об образовании девочек. Много сделал в этом направлении Альтенштейн, первый в Пруссии министр народного просвещения (с 1817 г.). Законом 1819 г. организована обязательность обучения; за непосылание детей в школы родителям грозит наказание. К 1840 г. Пруссия располагала уже 38 учительскими семинариями и почти 30 тыс. народных школ, на население в 15 млн. Прусская конституция 1850 г. ввела свободу преподавания, установила бесплатность обучения в народных школах, подчинила все без исключения учебные заведения надзору правительства, предоставила народным учителям права государственной службы, требовала соблюдения конфессиональных интересов разных групп населения как при открытии школы, так и при преподавании в них религии. На практике, однако, правительство систематически стремилось придать народной школе возможно более узкий характер, уничтожить в учителях самостоятельность и инициативу. Это реакционное течение выразилось в "регулятивах" 1854 г., отводивших чрезвычайно широкое место заучиванию наизусть и трактовавших исключительно об одноклассной народной школе, как будто она была в Пруссии единственной. На самом деле двуклассные и трехклассные школы составляли в то время около 1/3 всех народных школ. Положение народных учителей в ту эпоху было очень тяжелое и в нравственном, и в материальном отношении. В 1865 г. один учитель, получавший в виде пенсии около 30 руб. в год, умер с голоду; это повлекло за собой образование между учителями целого ряда обществ взаимопомощи. В 1871 г. в Пруссии было около 4000 незанятых учительских мест; около 1/3 учителей получали не более 600 марок в год. Лучшие времена наступают для народной школы благодаря министру Фальку. В марте 1872 г. им был проведен закон, ограничивший влияние духовенства на народную школу и всецело подчинявший ее ведению государства. Другим законом того же года значительно расширены программы и улучшены методы преподавания. В 1892 г. правительство внесло в палату законопроект, придававший народным школам и учительским семинариям строго конфессиональный характер и устанавливавший, как общее правило, что каждый учащийся должен обучаться у учителя одинакового с ним вероисповедания. Без обучения Закону Божию не может оставаться ни один ребенок, принадлежащий к признанным государством вероисповеданиям, а дети других религий обязываются присутствовать на уроках Закона Божия. Обучением Закону Божию руководит духовенство. Народные учителя могут соединять со своей должностью и обязанности церковных причетников. Ближайшим начальником или наблюдателем над сельскими школами является пастор или ксендз; он же состоит председателем местного училищного попечительства; только в помещичьих имениях это место принадлежит землевладельцу. Школьные наказания не должны идти дальше тех, к которым прибегают сами родители. Общественное мнение Пруссии добилось, однако, того, что изложенный законопроект был взят обратно самим правительством, по распоряжению императора. В декабре 1892 г. в палату был внесен проект нового закона об увеличении жалованья учащим и о государственной субсидии на постройку школьных зданий. Палата приняла только вторую часть проекта, причем цифра предложенной субсидии была ею увеличена с 1 до 9 млн. марок. Органический закон по народному образованию, обещанный конституцией 1850 г., до сих пор остается неизданным. В настоящее время прусское общество усиленно выдвигает на очередь следующие три вопроса. Оно требует полного уничтожения духовного элемента в школьной инспекции (утверждение его защитников, что труд духовных инспекторов совершенно бесплатен, оказывается неверным; на самом деле они получают в год около 700 тыс. марок). Вторым вопросом является необходимость в помощи со стороны общин и государства, для обеспечения детям бедных родителей фактической возможности посещать школы; в одних только предместьях Берлина из 11440 школьников 1013 принуждены манкировать ученьем ради добывания средств к жизни. Наконец, немецкое общество категорически высказывается за исключительно общеобразовательный характер народной школы; практическое ее направление находит себе защитников главным образом среди партии юнкеров.

В настоящее время во главе народного образования стоит в Пруссии министерство духовных дел, образования и медицины. Дополнительное образование находится в ведении министерства торговли и промышленности. В каждой провинции Пруссии существует провинциальный училищный совет, в каждом округе — комиссия духовных и школьных дел, на которой лежит главный надзор за всем народным образованием в округе: она назначает учителей, наблюдает за их деятельностью и за школьным имуществом, допускает учебники и т. д. Заведование каждой отдельной школой государство возлагает непосредственно на то население, интересам которого она служит; в городах для этого составляются школьные депутации или комиссии, в селах — сельские школьные управления, члены которых избираются населением и утверждаются администрацией. Постройка и содержание школ лежит на обязанности жителей школьного района (общины, прихода) или школьных обществ, составившихся специально для этой цели. В законе точно определяются те минимальные гигиенические условия, которым должны удовлетворять школьные здания. Для населения различных религий в каждом районе могут быть устроены отдельные школы, и тогда соответственно с этим распределяются и расходы по содержанию школ. Инспектора народных училищ (по нескольку в округе) назначаются государством и исключительно от него зависят, кто бы они ни были — светские или духовные лица; последние могут быть, впрочем, только дополнительными или почетными инспекторами и назначение их всегда может быть отменено. Существуют еще инспектора местные, наблюдающие, по назначению местного школьного управления, за школами района. Духовенство имеет право надзора за преподаванием в народных школах Закона Божия, за выбором учебников по этому предмету и за степенью религиозной подготовки учителей. Все начальные народные школы Пруссии разделяются на следующие категории: многоклассные школы, школы с 2 учителями и школы с 1 учителем, распадающиеся, в свою очередь, на одноклассные и на так называемые полдневные школы. Одноклассные школы разделяются на 3 отделения: младшее для детей 6—8 лет, среднее 8—10 лет и старшее 10—14 лет; учащихся в них не должно быть более 80, если же их больше и нельзя пригласить в школу второго учителя, то между учащимися устраивается очередь и одни из них приходят в школу утром, другие — вечером. В школах с двумя учителями должно быть обязательно два классных помещения, а если учащихся более 120, то должна быть устроена третья классная комната. Разделение учащихся по полам признается желательным только в многоклассных школах. Во всех прусских народных школах должны обязательно преподаваться следующие предметы: религия, родной язык, чтение, письмо, арифметика, начатки геометрии, рисования, географии и естествознания, гимнастика (для мальчиков), рукоделия (для девочек), пение. Обязательность посещения народной школы существует в Пруссии для всех детей в возрасте 6—14 лет, родители которых не могут дать им соответственное образование дома; в уважительных случаях инспектор может освобождать от этого обязательства. Бесплатность обучения существует в Пруссии только в некоторых городах; в других местностях родители всех детей, записанных в школу, обязаны вносить в общинную кассу школьную плату. Почти везде, впрочем, бедные могут быть от нее освобождаемы. Содержание учителей составляется из платы за ученье, общинных средств, доходов со школьных капиталов и правительственных субсидий; минимальный размер его определён законом в 810 марок, при готовой квартире с освещением; нормы содержания помощников насколько ниже. В среднем, деревенский учител

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.