Значение слова НАВУХОДОНОСОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое НАВУХОДОНОСОР

(Nabu-kudur-usur = Набу! защити корону!) — имя вавилонских царей. Навуходоносор I (около 1150 г.) — современник ассирийского Ассурришеши, с которым воевал и, кажется, неудачно; пытался покорить луллумеев, ходил, кажется, на Запад и успешно воевал с Эламом. Сохранилась дарственная его запись в пользу жрецов, перебежавших из Элама (им жалуется земля), а также интересная грамота, освобождающая от повинностей и постоя и дающая самоуправление области Намар, глава которой, Ритти-Мардук, отличился на войне. Подписавшиеся на грамоте чиновники носят исключительно семитические имена; царь, по-видимому, начал собой семитическую династию и называет себя "ограбившим касситов" (см.). Некоторые хотят видеть его изображение на одной из пограничных стел; тип его признают не чисто семитическим. Надписи его изд. в "Corpus" Раулинсона (V, 55) и Smith, "Assyrian letters" (IV, VIII), а транскрипция их и перевод — Peiser, в "Keilinschr. Bibliothek" (III, I, 164). Навуходоносор II — знаменитый вавилонский царь (605—562), сын Набополассара (см.). В оставленных им многочисленных надписях он лишь изредка и слегка касается военных подвигов, о которых сообщают Библия и классики. Его походы были все направлены к одной цели — укреплению новорожденного государства, в границах прежней Ассирии. Для этой цели было необходимо прогнать из Сирии вторгнувшихся туда египтян. Поражение Нехао при Кархемите (605) решило судьбу Азии, отдав ее в руки Вавилона до "потока Египетского" (600 г.; подробнее см. Евреи). В вавилонском войске были и греки, между прочим, брат поэта Алкея. Новые попытки египтян возобновить активную политику в Сирии, путем составления коалиции местных царьков, повлекли за собой разрушение Иерусалима и храма, вавилонский плен (587) и опустошительный поход самого Н. в Египет, до нубийской границы (568). Египетские памятники (надписи Неса-Гора в Лувре) сообщают, будто он в конце концов был разбит; во всяком случае, Египет не был покорен. То же самое следует сказать и относительно Тира, которого H. не удалось взять, несмотря на продолжительную осаду, и с которым ему пришлось заключить договор. Вместе с Сиэннесием Киликийским H. был третейским судьей в споре между Астиагом и Алиаттом (585). Гораздо подробнее рассказывают источники о мирных деяниях H. Вавилон обязан ему своим восстановлением в качестве столицы мира. Он закончил начатые отцом укрепления и превратил город в неприступную крепость, выстроив с восточной стороны огромную стену из асфальта и кирпича, выкопав ров и громадный водоем. Особенно Н. хвалится своими постройками в храмах Эсагиле и Эзиде, постоянно называя себя "восстановителем" этих главных национальных святилищ. Кроме Вавилона, который Н. особенно любил и в котором постоянно жил, он не забывал и других городов: Борсиппы, Ура, Сиппара, Куты, Эреха, Дильбата и др., реставрировал в них храмы, возводил укрепления, как о том повествуют найденные в тех местах надписи. Он выстроил новый царский дворец, более соответствовавший величию монархии. Завоевателем по призванию и ремеслу Н. не был: все его войны были делом необходимости и самосохранения; точно так же не слышно о таких страшных жестокостях с его стороны, какими запятнали себя ассирийские цари. Прекрасные молитвы, обращенные им к Мардуку, носят совершенно монотеистически-библейский колорит. Однако роль разрушителя "града Божия" и храма была причиной того, что имя его долго было предметом ужаса и даже отвращения. У пророков (Исаия, 14; Даниил, 4) он — олицетворение доходящего до самообожания самомнения, бич Божий, "полагающий вселенную всю пусту". Этот взгляд на Н. перешел и в литературы последующих поколений. Надписи времен Н. собраны и изданы Штрассмайром в коллекции: "Babylonische Texte" (вып. 5—6); перевод на немецкий язык в "Keilinchr. Bibliothek" (III, 2, 10—71).Б. T.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.