Значение МУРОМСКИЕ КНЯЗЬЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МУРОМСКИЕ КНЯЗЬЯ

В Муроме князья появляются со времен Владимира святого. Сын последнего, Глеб (см. соотв. статью), княжил в Муроме недолго; после него там сидели великокняжеские наместники, потом посадники от князей Черниговских. В борьбе за Муром с Мстиславом Владимировичем, Олег Черниговский поручил город брату своему Ярославу, за которым и утвердились муромо-рязанские земли, раздробившиеся при детях его на несколько уделов. После Ярослава сидели в Муроме, с 1130 до 1146 г., сыновья его Юрий, Святослав и Ростислав, затем (до 1174 г.) внук Ярослава, Юрий Владимирович, участвовавший в походе Андрея Боголюбского на болгар (1164). Сыновья его Владимир и Давид († 1228 г.) помогали вел. кн. владимирскому Всеволоду III в его войнах против болгар и в усмирении князей рязанских. Давид Юрьевич (см. соотв. статью) отожествляется с св. князем Петром, муромским чудотворцем. Сын Давида, Юрий, пал, может быть, при встрече с Батыем. При Ярославе Юрьевиче, в 1239 г., татары сожгли Муром; этот князь в последний раз упоминается под 1248 г. Юрий Ярославич в 1351 г. "обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдавна". В 1354 г. его выгнал из Мурома Федор Глебович, князь неизвестного рода; муромцы "яшась за него"; в том же году они сопровождали его в Орду, где оба соперника судились пред ордынскими князьями: верх взял Федор, уморивший своего соперника в заточении. В летописях упоминаются затем М. князья безыменно в походах вел. кн. рязанского Олега Ивановича и при его преемнике; но это, вероятно, были князья М. только по происхождению, так как Муром еще в 1392 или 1393 г. перешел, по ханскому ярлыку, к вел. кн. московскому Василию Дмитриевичу. В 1408 г. мы видим в Муроме уже московских наместников. О причтенных к лику святых М. князьях Константине и сыновьях его, Михаиле и Феодоре, не упоминаемых ни в летописях, ни в родословных, мы знаем только из жития их (Пролог под 21 мая), которое приписывает Константину постройку в Муроме многих церквей и просвещение народа. Ср. "Полн. Собр. Рос. Летоп." (I, 57, 156, 191, 196, 201, 221, 226; II, 10, 21; III, 50 — 51; IV, 60, 99; V, 225, 245; VI, 122; VII, 100, 134, 173, 175, 210, 215 — 216; VIII, 62; IX, 137, 139, 154, 156, 195, 248; X, 5, 9, 16 — 17, 26, 54 — 55; XV, 400); "Летоп. Переясл.-Сузд." (102); Карамзин (II, 182); Татищев (III, 470); Пролог, июня 25; Д. Иловайский, "История Ряз. княжества".А. Э.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.