(собственно "борцы против монархии") — название, применяемое в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и тираноубийство во имя естественного права или во имя интересов церкви. В более тесном научном смысле этот термин охватывает лишь публицистов и политических теоретиков второй половины XVI в., выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. В этом смысле термин М., возникший в ученой среде, впервые встречается в сочинении монархиста Барклая (Barclay — шотландец, живший во Франции), вышедшем в 1600 г. под загл.: "De regno et regali potestate adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos monarchomachos libri sex". Общая черта соединенных здесь в одну группу публицистов протестантского и католического лагеря (в последнем особенно выделяются иезуиты) заключается в том, что, действуя под влиянием возродившейся в XVI в. теократической идеи, они стремятся поставить религиозные требования выше всякого политического закона и власти. В своих попытках отыскать опору против верховной светской власти М. приходили к поддержке старых сословных и корпоративных прав и привилегий, к защите земских чинов, представительных собраний, провинциальных и городских вольностей и т. д.; в учреждениях такого рода они видели как бы охрану народа от произвола государя (эта идея еще раньше развита кальвинизмом). По мере усиления борьбы под учреждения и формы, которые должны были гарантировать свободу и права подданных, М. стали подставлять принцип народного верховенства, идею неотъемлемых прав народа, вытекающих из первоначального договора. Отсюда одни приходили к требованию аристократической, другие (преимущественно католики) — демократической конституции; третьи останавливались на идеале федеративного государства. Все они с большей или меньшей горячностью призывали к искоренению всякими средствами нечестивого и беззаконного тирана, идущего против Божьей воли и против охраняемых Богом прав народа. Главное поле полемической деятельности М. — Франция в 70-х и 80-х гг. XVI в., когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия, гугеноты, лигёры. Наиболее видное место среди М. занимают: французские кальвинисты — Готман (см.), главное произведение которого, "Franco-Gallia" (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования, и скрытый под псевдонимом Junius Brutus (может быть, Дюплесси-Морне) автор трактата "Vindiciae contra tyrannos" (около 1577); далее испанский иезуит Мариана (см.), француз-лигёр Буше (см.), шотландец Букэнэн (см.), иезуит Суарэз и немецкий публицист Альтузий. Монархомахи являются важными предшественниками теоретиков естественного права и конституционалистов XVII и XVIII в. Об учениях М. в связи с общим развитием политической мысли и современным им политическим движением см. О. Gierke, "Joh. Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien" (Бресл., 1880, в "Untersuch. z. deut. St. u. Rechtsgesch.", т. VII); Treumann, "Die Monarchomachen" (Лпц., 1895, в "St.- u. v?lkerrechtliche Abh." 1). Теории франц. М. подробно изложены у Pohlenz'a, "Geschichte des franz?sischen Calvinismus" (Гота, 1857—69, т. III), и в книге Weill, "Th?ories sur le pourvoir royal en France pendant les guerres de religion" (П., 1892). См. также статью об этих книгах в "Журн. Мин. нар. пр. за 1896 г.Р. В.
Значение слова МОНАРХОМАХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МОНАРХОМАХИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012