турецкая политическая партия, основанная Мидхадом-пашою. Первоначально идеи этой партии были весьма спутанны, и самый состав партии отличался большой разнородностью Мидхад-паша, стремясь к ближайшим практическим целям (низвержение Абдул-Азиса, потом Мурада, ограничение власти султана), старался соединять по возможности все недовольные элементы, как стремящиеся к европеизированию Турции, так и негодующие на излишнюю уступчивость правительства по отношению к Европе и христианским подданным. Но очень скоро эта противоестественная коалиция распалась, и партия приняла более определенный характер. В настоящее время ее программа сводится к восстановлению конституции 1876 г., к равноправности всех подданных султана (в некоторых произведениях партии этот принцип ограничивается требованием недопущения христиан к офицерским чинам), к местному самоуправлению, суду присяжных и свободе печати. М. вербуют своих сторонников в рядах весьма немногочисленной турецкой интеллигенции; к ним принадлежат по большей части люди, побывавшие в Европе и несколько знакомые с европейской литературой и наукой; они встречаются в чиновничестве, в офицерстве; но так как сколько-нибудь открытое выражение сочувствия взглядам этой партии ведет за собой крупные неприятности, то всего более их в эмиграции. Надежды и верования этой партии всего полнее выражены в брошюре Мидхада-паши "La Turquie, son pass?, son avenir" (П., 1878); главная ее мысль — что Турция способна к мирному прогрессу с сохранением особенностей своей цивилизации и, в частности, ислама. После распущения турецкого парламента (1877) деятельность М. ослабела, но в последние годы она оживилась. Вождем партии считается в настоящее время Халил Ганем, бывший сирийский депутат, протестовавший в парламенте против неконституционного, по его мнению, низвержения Мидхада-паши и вызвавший этим распущение парламента. В настоящее время он издает в Женеве орган "Croissant". Всего издается в Женеве, Париже, Лондоне, Александрии и Каире 7 младотурецких органов, на французском, английском, арабском и турецком языках. По поводу событий 1895 г. в Армении и требований реформ, предъявленных европейскими державами Порте, М. распространяли воззвания, где говорили, что турки имеют такое же право на реформы, как и христиане; составленные в этом духе прокламации в большом количестве были расклеены на улицах Константинополя, что вызвало много обысков и арестов. По тому же поводу М. обнародовали в Париже манифест, гласящий: "в последнее время мы работали в тиши, стремясь не к ниспровержению Османской династии, необходимой для поддержания порядка, а к распространению прогрессивных идей; имея целью прогресс и порядок, мы не хотим уступок, исторгнутых силой; мы требуем реформ не для какой-либо одной провинции, а для всей империи, в пользу не одной какой-либо национальности, а всех оттоманов — евреев, христиан, мусульман; мы с радостью сохраняем все оригинальные черты нашей восточной цивилизации, заимствуя с Запада только общие результаты его научного развития, необходимые для просвещения и освобождения нашего народа". В заключение манифест взывает ко всем европейцам, не зараженным политико-религиозным фанатизмом и желающим добра как Востоку, так и Западу. Однако события конца 1895 и 1896 г. толкают партию на другой путь и заставляют ее газеты говорить более решительным языком. По поводу критского восстания партия выпустила в Брюсселе прокламацию, где клеймила поведение турецкого правительства на Крите наименованием позорного и требовала от Европы вмешательства. Другая прокламация приглашала европейские державы вызвать революцию в Турции, низвергнуть султана Абдул-Гамида, возвести на трон его сына и составить при нем комиссию из представителей держав, при помощи которой осуществить необходимые реформы.В. В—в.
Значение слова МЛАДОТУРКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МЛАДОТУРКИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012