(???? ??? ??????, anima mundi, Weltseele) — единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие филос. учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях М. душу как подчиненное начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на М. душу был изложен в "Тимее" Платона (см.) и затем стал одним из основных пунктов в философии Плотина и новоплатоников (см.). Так как здесь М. душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего (? ????? ?????? ?????????), то некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отождествляли ее с третьим Лицом Св. Троицы. Исчезнувшая в период схоластики идея М. души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала новых времен (см. Платоники), а в новейшее время — в философских стихотворениях Гёте и в некоторых сочинениях Шеллинга. С другой стороны, метафизика слепой воли у Шопенгауэра и бессознательного мирового творчества у Гартмана удаляется от платонизма в сторону того еще более древнего взгляда на М. душу, который вдохновлял философские и мистические умы Индии (см. Веданта, Индийская философия, Упанишады). По этому взгляду, безотчетно действующая и творящая М. душа есть самостоятельная и единственная сущность вселенной, не предполагающая выше себя другого абсолютного и идеального начала. К подобному взгляду независимо от чисто-метафизических умозрений приходит логически всякий натуралистический монизм. Признавая реальное единство всего существующего, необходимо признать причину этого единства как действительную сущность. И если частичные элементы вселенной (атомы) должны быть сведены к динамическому определению (центры действующих сил), которое, в свою очередь, исчерпывается психическими признаками стремления и представления, то необходимо допустить, что и существенное единство этих сил также имеет психическую природу, или есть М. душа, как к этому должен был прийти, между прочим, известный натуралист и дарвинист Геккель. Но идея М. души как безусловно самостоятельной и единственной сущности всего встречает непреодолимую трудность в факте целесообразного и планомерного мирового процесса, постепенно осуществляющего во времени нечто такое, что не дано реально в начале. При допущении М. души как единственного первоначала такой процесс являлся бы постоянным произведением чего-то безусловно нового или непрерывным творением из ничего, т. е. чистым чудом (см. Мировой процесс).Вл. С.
Значение МИРОВАЯ ДУША в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МИРОВАЯ ДУША
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012