понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую
жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе,
обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во
время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ -
метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм)
явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля
душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от
него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое
бессмертное духовное начало. В пантеистическом авверроизме душа лишь
индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм).
Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две
самостоятельные субстанции. В новоевропейской литературе термин "душа" стал
преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.