Значение слова МИРИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МИРИС

(van Mieris) — четыре голландских художника: 1) Франс ван М., прозванный Старшим (1635—1681) — живописец, сын золотых дел мастера, учился сперва у живописца по стеклу А. Торнвлита, а потом у Г. Доу, называвшего его "принцем" своих учеников, а также в течение недолгого времени у А. ван Темпеля. Живя постоянно в Лейдене, писал жанровые сцены, портреты и исторические сюжеты, по большой части в незначительном размере. Правильность рисунка, ловкость и уверенность кисти и чрезвычайная тонкость отделки, не вдающаяся, однако, в сухость, составляют главные достоинства картин этого мастера, вообще не глубоких, но очень милых по содержанию. Дружба ван М. с Я. Стэном дала некоторым его биографам повод обвинять его в любви к кутежам и вину и на самую смерть его, случившуюся слишком рано, смотреть как на последствие его беспорядочной жизни. Это обвинение едва ли можно признать основательным ввиду того обстоятельства, что ван М. обладал редким трудолюбием и написал на своем веку огромное количество (свыше 140), и притом крайне тщательно оконченных, картин. К числу наиболее замечательных из его произведений, рассеянных теперь по разным общественным и частным галереям, принадлежат: в Мюнхенской пинакотеке — "Военный", "Больная дама", собственный портрет художника, "Трубач" и "Дама с попугаем"; в Дрезденской галерее — "Медник" и "Кирасир на карауле"; в Венском музее — "Покупательница в лавке" и "Медик"; во флорентийской галерее Уффици — "Шарлатан" и "Завтрак вдвоем"; в Кассельской галерее — "Булочник"; в Луврском музее в Париже — "Туалет дамы"; в Императорском Эрмитаже в СПб. (владеющем 6-ю картинами ван М.) — "Утро голландской дамы" и "Угощение устрицами".2) Виллем ван М. (1662—1747) — сын и ученик предыдущего, занимавшийся живописью, вытравной гравюрой на меди и лепкой из глины и воска, преимущественно же первой из этих отраслей искусства. В начале писал бытовые картины, исторические сцены и портреты в том же роде, как и отец, вообще походя на него, но уступая ему в правильности рисунка, в натуральности колорита тела и в гармонии красок. Любил помещать в своих картинах изображения барельефов. Впоследствии он пробовал свои силы в живописи мифологических сюжетов и ландшафтов; но первые выходили у него неграциозны, а вторые — условны и прозаичны. Едва ли не лучшее из всех произведений его кисти — "Трое детей в окне" находится в Луврском музее, в Париже. Затем, как на выдающиеся его картины, можно указать на "Продавца дичи" (там же), "Бакалейную лавку" (в Гаагской галерее), "Кавалера, угощающего даму" (в Дрезденской галерее) и "Даму и скрипача" (в Бриджватерской галерее в Лондоне). Между шестью картинами Виллема ван М., принадлежащими Императорскому Эрмитажу, наиболее достойны внимания: "Воспоминание о лучшей поре" и "Последствия печальной вести".3) Ян ван М. (1660—1690) — брат предыдущего, живописец, ученик своего отца и Г. де Лересса. Подражал Франсу ван М. Старшему, но не успел вполне развиться, так как умер в молодых годах. Картины его встречаются очень редко. Одной из них, изображающей цирюльника, осматривающего рану на лбу молодого человека, владеет Императорский Эрмитаж.4) Франс ван М. Младший (1689—1763) — живописец и гравер, сын и ученик Виллема ван М., писал портреты и жанры в манере своего отца и деда, будучи значительно ниже их в отношении таланта. Лучшие его картины — "Завтрак крестьянина" (в Императорском Эрмитаже), "Продавщик рыбы" (в Мюнхенской пинакотеке), "Портрет Виллема ван М." (в Копенгагенской галерее) и "Ученый" (в Штеделевском институте, во Франкфурте-на-М.).А. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.