епископ антиохийский († в 381 г.); получил этот сан в самый разгар арианских смут. Ариане через месяц настояли на его удалении; при Юлиане он был возвращен, но потом опять сослан; Иовиан его возвратил, а Валент еще раз удалил; император Феодосий особенно чтил его. На 2-м вселенском соборе он был избран в председатели, но внезапно скончался. Григорий Нисский и Златоуст составили ему панегирики. Из сочинений его известны "Слово" его при вступлении на антиохийскую кафедру и "Исповедание веры", в которых он безусловно отрицает арианство. Первое сохранилось в "Панарии" Епифания Кипрского, второе — в церковной истории Сократа и Феодорита. Имя М. пользуется особенным значением у наших старообрядцев, которые неосновательно хотят видеть подтверждение своего учения о двоеперстии в том, что во время произнесения речи при вступлении в Антиохию М. "сначала показал три перста, а потом, два согнув, оставил один". На самом деле М. вовсе не имел в виду преподавать наставление о перстосложении, а хотел лишь выразить мысль о троичности лиц во едином Божестве.
Значение МЕЛЕТИЙ, ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МЕЛЕТИЙ, ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012