(дон Martinez-de-la-Rosa, 1789—1862) — испанский государственный деятель и писатель. Во время борьбы с франц. империей М. был проф. в Гренаде и напечатал ряд брошюр, пропитанных духом ненависти к абсолютизму. Посланный кортесами с просьбой о помощи в Лондон, он ознакомился с английским конституционализмом и обратился в ревностного его поклонника. В Лондоне же он издал поэму “Zaragoza”, в которой прославлял геройскую защиту города (1811). Вернувшись в Кадикс, он получил место секретаря комиссии для свободы прессы. В Кадиксе же он, при грохоте осадных орудий, поставил на сцене свою комедию “Lo que puede en empleo” и трагедию “La vinda de Padilla”, наполненные намеками на тогдашние обстоятельства. В 1813 г. он был избран в кортесы, где со страстным увлечением защищал новую конституцию и был избран председателем. Его пылкие либеральные речи возбудили ненависть клерикальной партии и Фердинанда VII, который тотчас по вступлении на престол осудил М. на несколько лет тюремного заключения и ссылку в Африку; там М. написал трагедию “Morayma”. Восстание Риего (1820) привело его обратно в Испанию, где он был избран президентом кортесов. Конституция 1812 г. казалась ему теперь слишком демократичной; он выступил ее противником и стал во главе партии умеренных либералов. Его популярность мгновенно исчезла; в то же время, король и королевские приверженцы относились к нему с недоверием. Тем не менее, когда в 1822 г. революционная партия получила перевес в кортесах, Фердинанд VII предложил М., 1 марта 1822 г., пост президента совета министров; но при восстании 7 июля он чуть не поплатился жизнью, и в том же месяце вышел в отставку. В 1823 г. М. оставил Испанию и жил в Лондоне, потом в Париже, где издал “Obras literairas” (1827). В 1833 г. М. вернулся в Испанию и в начале 1834 г. получил от регентши Христины поручение составить кабинет, в котором занял пост президента совета и министра иностранных дел, издал “Eslatuto real”, очистивший конституцию 1812 г. от ее радикальных элементов, и заключил с Португалией, Великобританией и Францией союз для поддержания нового порядка вещей в Испании. Никого не удовлетворив, он был не в силах вынести поднявшуюся против него со всех сторон бурю, и 10 июня 1835 г. Христина приняла его отставку. Вернувшись в кортесы, М. стал во главе moderados, руководя оппозицией против министерства Медисабала, а после победы exaltados был посланником в Париже, потом в Риме. В (1843 г. он вернулся в Мадрид и вступил в кабинет Нарваеса, где оставался до 1846 г., стараясь ввести новые перемены в конституцию и уничтожить либеральные постановления 1838 г. В 1851 г. он вновь вступил в кортесы, играя на этот раз роль защитника конституции против посягательств со стороны монархической власти, и два раза был избран оппозицией председателем кортесов. Верность конституции он сохранил до самой смерти. Лучшими из его поэтич. произведений признаются: трагедия “Edipo”, комедия “La hija en casa y la madre en la mascara” и драма “La conjuracion de Venecia”. Его лирические стихотворения отличаются скорее благозвучием формы, чем богатством содержания. Слабее всего его прозаические сочинения: “Hernan Perez de Pulgar” (1834), “Isabel de Solis” (1837—40), “Espiritu del siglo” (1835—51). Собрание его сочинений вышло в Париже в 1844—46 г. Большое влияние на творчество М. оказали французские писатели.Л.
Значение МАРТИНЕС ДЕ ЛА РОЗА ФРАНЦИСКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРТИНЕС ДЕ ЛА РОЗА ФРАНЦИСКО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012