Мавры (этнография). - М. теперь называется часть населения Берберии(у древних "Мавритании" или "Маврусии"), очень смешанного происхождения.Классическое слово "М.", давшее имя области, означает, по-видимому,"черные люди". Происхождение и этническое сродство древних М. до сих порне вполне ясны. Думают (преимущественно на основании сравнительнойфилологии), что жители всей сев. полосы Африки (и собственно М., инумидийцы) были родственные племена и что их чистые или наиболее чистыепотомки - нынешние берберы горных округов ("Амазирги") и туареги южнойполосы Атласа. На прибрежных равнинах страны М. вероятно еще вдоисторические времена смешивались с семитскими или хамитскимипришельцами; еще сильнее должно было происходить смешение с римлянами,вандалами и особенно с арабами. Новое, смешанное племя стало заметноотличаться от горцев, т. е. чистых М.; однако, имя М. сохранилось не загорцами, а за жителями городов и прибрежных равнин Берберии. И теперьимя М. применяется собственно к городскому населению Берберии. Повнешности М. очень симпатичны, красивы, с несколько задумчивымвыражением лица, но они трусливы, фанатичны, чувственны, жестоки,коварны и умственно тупы. Значительная часть М. занимается торговлей иразведением кофе, остальная - ремеслами, садоводством, земледелием.Говорят поарабски, но не чистым наречием. История. Впервые история знает М. во время югуртинской войны (110 -106): Мавритания, область к З от Мулухи, составляла тогда уже правильноеи организованное государство, под управлением царя Бокха. В 25 г. до Р.Хр. Август отдал ее нумидийскому царю Юбе II. С 42 г. по Р. Хр. онастала римскою провинцией. Когда в 429 г. сюда вторглись вандалы иосновали свое царство, они застали не менее 170 городов с епископскимикафедрами. Велизарий (533) возвратил римской империи Мавританию. С 667г. храбрый арабский полководец, корейшит Окба, стал производить изЕгипта ряд набегов на З и, по уверению мусульманских историков, достигдаже Атлантического океана; но берберы и визанийцы упорносопротивлялись, и только в царствование Валида подководец Муса, между706 - 709 гг., подчинил халифату всю сев. Африку. Господство халифовбыло в сев. Африки непродолжительно: в IX века мы видим здесь многоавтономных царств или княжеств (Аглабиты в Кейроване, Идриситы в Фезе идр.). В 909 г. могущественное берберское племя кетаме приняло к себединастию Фатымидов, которая вскоре распространила свою власть на всюсев. Африку, включая также и Египет. Резиденцией Фатымидов стал Египет,а З находился у них в вассальной зависимости, под управлением династииЗиридов, которая держалась до времени Альморавидов, в свою очередьподчинившихся Альмохадам. Последняя династия была свергнута Меринидами(1269 - взятие Марокко). Дальнейшая история Мавритании (респ. Марокко) -сплошные междоусобия, малоинтересные; но этот период отличаетсязамечательным подъемом цивилизации у М. Живая связь существовала у М. вэто время с Испанией. Так как арабы, покорившие Испанию, пришли изМавритании и так как впоследствии в Испанию притекало немало берберов,то европейцы стали называть М. и испанских мусульман (хотя большая частьих была галло-римского или германского племени). В конце ХV в. они былиокончательно побеждены Фердинандом Католиком; часть, оставшаяся вернойисламу, была изгнана и ушла преимущественно в сев. Африку, другая частьнаружно приняла христианство и осталась жить в Испании, под названиемморисков. Филипп II хотел, чтобы это спокойное, трудолюбивое населениеили окончательно обратилось в христианство, или было уничтожено; егопритеснения и преследования вызвали открытое восстание морисков (1568 -1570), по усмирении которого 100000 их было изгнано и удалилось вединоплеменную Африку. Там с XIV в. стали было распространять своевлияние испанцы и португальцы, но теперь М. сразу дали им решительныйотпор. Ненависть М. к христианам усилил Филипп III, изгнавший последниеостатки морисков (около 500000) из Испании, в 1609 г. С того времени М.стали грозным бичем христианских судов, как пираты, не признававшиеникаких международных отношений; только в новейшее время они потерялисвое значение. Мароккский султан Сулейман (1794 - 1822) был принужденотменить христианское невольничество в своих владениях и прекратитьпиратство. Литература. Лев Африканский, "Descriptio Africae"; Ибн-Хельдун,"история Берберов" (перев. Слэна), Рену в своей "Descliption geogr. del'emp. de Maroc" (П., 1846) сделал обзор всех европейских трудов о М.;см. также Tissot, "Rech. sur la geogr. comparee de la Mauret. Ting."(П., 1877); Dozy, "Hist. des musulmans d'Espagne jusqa'a la conquete del'Andalousie par les Almoravides" (Лейд., 1861); Rochau, "Die Moriscosin Spanien" (Лпц., 1853). Большим трудом Конде: "Hist. de los Arabes enEspana" (Мадрид, 1820 - 21; нем. перев. Рутшманна, Карлсруэ, 1824 - 25)нельзя пользоваться без помощи Дози. А. Крымский.
Значение слова МАВРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАВРЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012