Значение слова МАВРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МАВРЫ

(этнография). ? М. теперь называется часть населения Берберии (у древних "Мавритании" или "Маврусии"), очень смешанного происхождения. Классическое слово "М.", давшее имя области, означает, по-видимому, "черные люди". Происхождение и этническое сродство древних М. до сих пор не вполне ясны. Думают (преимущественно на основании сравнительной филологии), что жители всей сев. полосы Африки (и собственно М., и нумидийцы) были родственные племена и что их чистые или наиболее чистые потомки ? нынешние берберы (см.) горных округов ("Амазирги") и туареги южной полосы Атласа. На прибрежных равнинах страны М., вероятно, еще в доисторические времена, смешивались с семитскими или хамитскими пришельцами; еще сильнее должно было происходить смешение с римлянами, вандалами и особенно с арабами. Новое, смешанное племя стало заметно отличаться от горцев, т. е. чистых М.; однако имя М. сохранилось не за горцами, а за жителями городов и прибрежных равнин Берберии. И теперь имя М. применяется собственно к городскому населению Берберии. По внешности М. очень симпатичны, красивы, с несколько задумчивым выражением лица, но они трусливы, фанатичны, чувственны, жестоки, коварны и умственно тупы. Значительная часть М. занимается торговлей и разведением кофе, остальная ? ремеслами, садоводством, земледелием. Говорят по-арабски, но не чистым наречием.

История. Впервые история знает М. во время югуртинской войны (110-116): Мавритания, область к З. от Мулухи, составляла тогда уже правильное и организованное государство под управлением царя Бокха. В 25 г. до Р. Х. Август отдал ее нумидийскому царю Юбе II. С 42 г. по Р. Х. она стала римской провинцией (см. Мавритания). Когда в 429 г. сюда вторглись вандалы и основали свое царство, они застали не менее 170 городов с епископскими кафедрами. Велизарий (533) возвратил римской империи Мавританию. С 667 г. храбрый арабский полководец, корейшит Окба, стал производить из Египта ряд набегов на З. и, по уверению мусульманских историков, достиг даже Атлантического океана; но берберы и византийцы упорно сопротивлялись, и только в царствование Валида полководец Муса между 706-709 гг. подчинил халифату всю Сев. Африку. Господство халифов было в Сев. Африке непродолжительно: в IX веке мы видим здесь много автономных царств или княжеств (Аглабиты в Кейроване, Идриситы в Фезе и др.). В 909 г. могущественное берберское племя кетаме приняло к себе династию Фатымидов (см. Исмаилиты и Фатымиды), которая вскоре распространила свою власть на всю Сев. Африку, включая также и Египет. Резиденцией Фатымидов стал Египет, а З. находился у них в вассальной зависимости, под управлением династии Зиридов, которая держалась до времени Альморавидов, в свою очередь подчинившихся Альмохадам. Последняя династия была свергнута Меринидами (1269 ? взятие Марокко). Дальнейшая история Мавритании (Респ. Марокко) ? сплошные междоусобия, мало интересные; но этот период отличается замечательным подъемом цивилизации у М. Живая связь существовала у М. в это время с Испанией. Так как арабы, покорившие Испанию, пришли из Мавритании и так как впоследствии в Испанию притекало немало берберов, то европейцы стали называть М. и испанских мусульман (хотя большая часть их была галло-римского или германского племени). В конце XV в. они были окончательно побеждены Фердинандом Католиком; часть, оставшаяся верной исламу, была изгнана и ушла преимущественно в Сев. Африку, другая часть наружно приняла христианство и осталась жить в Испании, под названием морисков. Филипп II хотел, чтобы это спокойное, трудолюбивое население или окончательно обратилось в христианство, или было уничтожено; его притеснения и преследования вызвали открытое восстание морисков (1568-1570), по усмирении которого 100000 их было изгнано и удалилось в единоплеменную Африку. Там с XIV в. стали было распространять свое влияние испанцы и португальцы, но теперь М. сразу дали им решительный отпор. Ненависть М. к христианам усилил Филипп III, изгнавший последние остатки морисков (около 500000) из Испании в 1609 г. С того времени М. стали грозным бичом христианских судов, как пираты, не признававшие никаких международных отношений; только в новейшее время они потеряли свое значение. Мароккский султан Сулейман (1794-1822) был принужден отменить христианское невольничество в своих владениях и прекратить пиратство.

Литература. Лев Африканский, "Descriptio Africae"; ибн-Хельдун, "История берберов" (перев. Слэна), Рену в своей "Description g e ogr. de l'еmр. de Maroc" (П., 1846) сделал обзор всех европейских трудов о М.; см. также Tissot, "Rech. sur la geogr. compar e e de la Mauret. Ting." (П., 1877); Dozy, "Hist. des musulmans d'Espagne jusqu'a la conquete de l'Andalousie par les Almoravides" (Лейд., 1861); Rochau, "Die Moriscos in Spanien" (Лпц., 1853). Большим трудом Конде "Hist. de los Arabes en Espana" (Мадрид, 1820-21; нем. перев. Рутшманна, Карлсруэ, 1824-25) нельзя пользоваться без помощи Дози.

А. Крымский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.