Значение слова ЛИДИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЛИДИЯ

Лидия (Lydia) - в древности страна в Малой Азии, называвшаяся раньшеМэонией, доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшаяверхние течения Герма и Каистра, отделенные друг от друга Тмолом. Близлевого берега Герма находилась Магнезия (нын. Манисса), на сев. склонеСипила; жители ее приводились в связь с магнетами Фессалии. Сарды (нын.Сард), царская твердыня Л., лежали на сев. склоне Тмола, при Пактоле. УГигэйского озера находятся и поныне многочисленные могильные холмыАлиатта и других лидийских государей (нынеш. Бинбир-тепе). Из Ефеса веложивленный путь в Сарды, проходивший по кильбианской долине, с частоупоминаемым авторами г. Гинепой. Вся страна имела весьма плодородныеполя, особенно у Сард и по Каистру, была богата лошадьми, давала хорошеевино, шафран, цинк и иные металлы, особенно золото, добывавшееся как вкопях на Тмоле, так и в песке р. Пактола. Жители Л., рано достигшиеизвестной степени культуры, принадлежали к неопределенной расе,родственной тирсенам, торребам и сарданам и подвергшейся сильномувлиянию хетитов; одна из царских династий Л. принадлежала, какпредполагают, к племени хетитов. Древнейшая история странырассказывается греческими историками в совершенно мифологических чертах.Столицей Л. была сначала Магнезия, первоначальный центр цивилизации этихмест, резиденция Тантала, друга богов, отца Ниобы и Пелопидов.Древнейшие царские династии - Атиады, смененные Гераклидами - признавалифригийское верховенство. В VIII веке до Р. Хр. Л. была настоящимфеодальным государством. За царем, резиденцией которого был гор. Сарды,следовала целая иерархия крупных вассалов и владетельных князей, побольшей части родственников царствующей династии, снабженныхспециальными привилегиями. Мелкие города Тиесс, Келены, Даскилий и Тиррабыли резиденциями нескольких младших династий, которые своимипритязаниями и постоянными возмущениями значительно ослабляли властьсвоего верховного повелителя. В течение почти целого столетия Гераклидыпользовались властью только по имени; две фамилии царской крови -Тилониды и Мермнады - оспаривали друг у друга титул царскогосоправителя. Гигес, первый известный нам по имени Мермнад, был возведенв этот сан одним из царей; но заговор Алиатта, наследника престола,временно привел к власти Тилонидов, которым Садиатт, последний царь изГераклидов, отдал сан соправителя, предоставив Гигесу низшую придворнуюдолжность. Последний поднял открытое восстание, убил Садиатта и захватилкорону. История Гигеса сделалась у греков предметом легенд. ВоцарениеМермнадов было началом новой эры для Л.: пробуждены были воинственныенаклонности лидийского народа. Город Сарды был превращен в укрепленныйлагерь, где конница царя отдыхала зимой и откуда каждую веснупредпринимала набеги. Л. подчинила себе на Юге карийский берег, наСевере - Троаду и Мизию. С Ионией начата была война, продолжавшаясяполтора столетия; лидийцы жгли сады, разрушали города, грабили храмы.Ионийская культура проникла ко двору Мермнадов и малопомалу сгладиласледы предшествовавших влияний - хетитского и ассирийского. По древнемупреданию, в начале VII в. в Л. стали чеканить золотые и серебряныемонеты; древнейшие монеты лидийцев были из электрона, смеси 73° золота и27° серебра, но чеканилась и легкая, вавилонского образца, золотая исеребряная монета. Нашествие киммерийцев заставило Гигеса обратиться кпомощи Ассурбанипала ассирийского; тот ему помог, но заставил платитьсебе дань. Когда Гигес (Гуггу в ассирийских надписях) перестал платитьэту дань и даже послал карийских и ионийских наемников к возмутившемусяПсамметиху I, киммерийцы снова вторглись в Л. Во время этого вторженияГигес был убит, Л. была опустошена и Сарды взяты, за исключениемвнутренней крепости (650 г.). Ардис, сын Гигеса, возвратил большую частьутерянной территории и расширил свои владения на счет греческихпоселений. Он отрезал Милет от остальных городов ионийского союза, занявукрепленный акрополь Приены. Садиатт, следующий царь (630 - 618), дваждыразбил пехоту города Милета в долине Меандра. Алиатт (617 - 560),отчаявшись в надежде взять Милет приступом, решил принудить его к сдачепосредством голода, но это решение разбилось о стойкость милетцев. Онзаключил с ними мир и, бросившись на другие, менее укрепленные города,взял Смирну. Едва только удалось ему утвердить свою верховную власть долевого берега Галиса, как он столкнулся с Киаксаром мидийским. Борьбапродолжалась 6 лет, с переменным успехом. 28 мая 585 г. до Р. Хр. обацаря решились дать решительное сражение, как вдруг произошло солнечноезатмение, расстроившее их планы. Иранцы не желали сражаться иначе, какпри солнечном свете, а лидийцы, хотя и предупрежденные, как говорят,Фалесом о предстоявшем явлении, оказались смущенными не менее своихпротивников, и обе армии тотчас же разошлись. Благодаря посредничествуНавуходоносора, заключен был мир; Галис остался границей, и, длязакрепления союза, Алиатт выдал свою дочь за Киаксарова сына, Астиага.После этой войны Алиатту удалось добиться влияния на Ефес; последниегоды своего царствования он употребил на постройку гигантской гробницы.Сын его Крез дал наибольшее распространение Л., но при нем, в 546 г.,Лидийское царство было разрушено Киром и с тех пор делило судьбыПередней Азии под владычеством персов, македонян, сирийцев и римлян.Жители, которые и прежде многое успели перенять от живших по побережьюгреков, все более и более теряли свою национальность, так что во временаСтрабона не существовало уже и языка их. До покорения персами лидийцыбыли народом храбрым и воинственным; их конница считалась лучшей, ониславились как изобретатели гимнастических военных игр. Кирсистематически уничтожал воинственный дух народа, запретил лидийцамносить оружие, велел их обучать вместо военных упражнений пению и танцами положил начало той изнеженности, которая составила потом дурную славуэтого народа. Промышленность и торговля и в персидское время стояли в Л.высоко и дали стране цветущий, богатый вид. Лидийцы стояли на культурнойступени более низкой, чем греки; нравственность лидянок была не высока;девушки, без ущерба для своей доброй славы, зарабатывали приданоепроституцией. Наиболее распространен был религиозный культ Кибелы;существовал и фаллический культ (в древних могильных курганах Л. вездепочти находили исполинские фаллы). Наука и литература в Л. никогда,кажется, не процветали. Весь интерес жителей был сосредоточен наторговле. Лидийцам приписывается первая мысль о гостиницах и чеканкемонеты. Они рано уже умели приготовлять роскошные платья, ковры, краситьшерсть и плавить руду; они стали впервые употреблять лидийский каменькак пробирный. Самобытная архитектура их сохранилась лишь в могильныхпамятниках в виде круглых, конусообразно кончающихся строений. Ср.Olfers, "Ueber die lydischen Konigsgraber bei Sardes". ("Abhandlung derBerl. Akad. der Wissenschaften" 1858); Schubert, "Geschichte der Konigevon Lydien" (Бреславль, 1884); Holzer, "Das Zeitalter des Gyges"("Rhein. Museum", XXXV); Barclay V. Head, "The coinage of Lydia andPersia" (Лондон, 1877); Radet, "La Lydie et le monde grec au temps desMermnades" (П., 1893); Масперо, "Древняя история народов востока" (М.,1895). А. М. Л.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.