Слово К. в общественных науках и особенно в истории употребляется в двояком смысле. Во-первых, под К. разумеется известная степень образованности, когда, напр., говорят о культурных народах или классах общества в противоположность некультурным народам или классам; в том же смысле употребляются выражения вроде таких, как культурный человек, культурные привычки и т. п. Другое, более широкое словоупотребление придает К. значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было намека на степень развития того или другого народа, класса общества и т. п. В этом смысле говорится, напр., о первобытной К., т. е. о К. таких эпох и народов, которые при употреблении слова, в первом значении должны быть названы некультурными. Говоря о культурной истории, имеют в виду К. в смысле быта вообще. В этом отношении К. разделяют на материальную (жилище, одежда, орудия, вооружения, украшения и т. п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т. п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т. п.); но если говорят о К. в более тесном смысле, не обозначая определенно, о какой К. идет речь, то под словом К. разумеется обыкновенно К. духовная: это — К. par excellence. Культурную историю противополагают или истории политической, как внутреннюю — внешней, или истории специальной, как историю духовных сторон исторического быта — истории общественного строя (см. История). К нам употребление термина перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан, вместо слова К., употребляется слово цивилизация (см.).Н. К.
Значение КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012