таинственная личность, жившая в Сибири в 1837—64 гг. Происхождение К. не выяснено. Впервые появился он близ г. Красноуфимска, Пермской губ., в 1836 г. Тогда К. было лет 60; он имел величественную наружность, одет был по-крестьянски, но отличался несвойственными этому званию мягкими, изящными манерами. Это привело к подозрению, что К. скрывает свое настоящее имя; его арестовали, судили за бродяжничество и приговорили к наказанию 20 ударами плетьми и ссылке в Сибирь. К. безропотно перенес наказание, но настоящего имени своего не открыл. В Сибири К. обратил на себя внимание строгой отшельнической жизнью и правдивостью; на него стали смотреть как на подвижника. Стремясь к уединению, К. старался жить в глухих местах, в тайге, но так как всюду к нему стекались посетители, то ему не раз приходилось менять свое место жительства, сначала в Енисейской, затем в Томской губ. В 1858 г. он поселился в г. Томске у купца Хромова, где и умер в 1864 г. Своего происхождения К. никому не открыл; будучи религиозен, он часто посещал православную церковь, но никогда не исповедывался, мотивируя это тем, что на исповеди скрывать ничего нельзя, сказать же даже духовнику, кто он, не может. Люди, ближе с ним познакомившиеся, пришли к выводу, что К. знатного происхождения: по их, словам, он был человек европейски образованный, знавший иностранные языки и хорошо осведомленный с политической жизнью России начала XIX ст. Сам К., как говорят, не скрывал, что он очень высокого происхождения и некогда играл видную политическую роль, но, почувствовав нелюбовь к суете жизни и сознав всю ее ничтожность, решил отречься от мира и принял вид бродяги — "по обету". Ходил слух, что по смерти К. у него, среди скромной отшельнической обстановки, нашли небольшое резное из слоновой кости распятие прекрасной работы, цепь ордена св. Андрея Первозванного, нарисованный им самим вензель в виде буквы "А" и псалтырь с надписью: "Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву". Все эти вещи, по смерти К., были истребованы в Петербург. Таинственность, окружавшая К., создала легенду, что он был никто иной как имп. Александр I, не умерший в 1825 г. в Таганроге, как официально было заявлено, а добровольно отрекшийся от мира. Предположение, будто того же мнения придерживался и H. К. Шильдер, несправедливо: историк говорит только, что "лицо старца (на имеющемся его портрете) напоминает несколько черты имп. Александра Павловича"; затем сообщает, что личность этого отшельника вызвала официальную переписку "о некоем старике, о котором ходят в народе ложные слухи", начало же самой легенды основано на том, что в К. признал имп. Александра I один из сосланных в Сибирь из Петербурга дворцовых служителей. Существует также предание, что имп. Александр II, будучи наследником престола, во время своего посещения Сибири заезжал к К. См. "Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия, старца Федора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год" (СПб., 1891; 3-е изд. с 2 портретами, видом его кельи и образцом почерка — в Москве, 1894); "Сибирский старец Федор К. 1837—64 гг. Из записок епископа Петра, 1836—64 г.", сообщ. М. Ф. Мельницкий в "Рус. Старине", 1891, т. LXXII (окт.), 1892 г., тт. LXXIII (янв.) и LXXIV (май); "Заметка", сообщ. Н. В. Алабиным в том же журн. 1892 г., т. LXXIV (апр.); Н. К. Шильдер, "Имп. Александр первый, его жизнь и царствование" (т. IV, стр. 446 —447, СПб., 1898); В. К. Никольский, "Таинственный старец в Сибири", в "Лит. сборн. Волжского Вестника" (Казань, 1898).Д. Р.
Значение КУЗЬМИЧ ФЕДОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КУЗЬМИЧ ФЕДОР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012