(Юлий v. Kirchmann, 1802-1884) — немецкий философ и публицист, служил в Пруссии по судебному ведомству; в 1848 г. избран в прусское национальное собрание, где примкнул к левому центру. В 1867 г., за речь, произнесенную им в собрании берлинского союза рабочих: "Ueber den Kommunismus der Natur" (3 изд., Гейдельберг, 1882), уволен от судебной службы без пенсии. В прусской палате депутатов (с 1861 г.) и германском рейхстаге (1871-76) принадлежал к партии прогрессистов. Наиболее замечательные труды К. по юридическим вопросам: "Das preuss. Civilprocessgesetz" (Берлин, 1847), "Strafgesetzbuch f?r den Norddeutschen Bund" (Эльберфельд, 1870) и "Die Wertlosigkeit der Jurisprudenz als Wissenschaft" (Б., 1848). Философские труды К.: "Philosophie des Wissens" (т. I, Б., 1864); "Ueber Unsterblichkeit" (Б., l865); "Aesthetik auf realistischer Grundlage" (Б., 1868); "Die Grundbegriffe des Rechts und der Moral" (Лейпциг, 1873); "Katechismus der Philosophie" (Лейпциг, 1877; 2 изд., 1881); "Die Lehre vom Wissen als Einleitung in das Studium der Philosophie" (4 изд., Гейдельберг, 1886). Издал сборник: "Philosophische Bibliothek" (Лейпциг, 1868-83), в котором помещены, с его комментариями, главные сочинениями древних и новых философов (Аристотель, Бэкон, Гроций, Юм, Лейбниц, Спиноза, Кант).К. развивал реалистическую систему, которую противополагал как материализму, отрицающему знание и видящему в нем только обособление бытия, так и идеализму, отрицающему бытие и рассматривающему его только как обособление знания. Бытие и истинное знание по своему содержанию тожественны и только по форме, обнимающей это содержание, различны. Не мышление, а восприятие есть тот процесс в представлении, который переводит содержание сущего в знание. Мышление есть или только повторение, отделение и связывание воспринятого содержания, или процесс отношения. К. принимает два основных закона истины: 1) то, что воспринято, есть и 2) то, что воспринято, но противоречит (себе или другому истинному, познанному ранее), не существует. В душе есть также представления, которые не представляют образа сущего; это так называемые отношения — не, и, или, равно, число, все, целое и часть, причина и действие, субстанция и случайность и т. д. Этику и философию права К. обосновывает на авторитете. Единственные двигатели человеческой деятельности — чувства удовольствия и уважения, причем под последним К. разумеет то, что в общежитии называется "совестью". Первое указывает желательное, второе — должное. Чувство уважения может быть внушено только авторитетом (божество, государь, народ, отец) и влечет для человека только обязанности; права являются продуктом взаимодействия уважения и удовольствия. Первое освящает то, к чему стремится второе. Таким образом, праву дается только психологическое объяснение, значение же социальных факторов совершенно игнорируется.В России последователем К. в области философии права был П. Л. Карасевич (см.), развивший свои воззрения в сочинении о Гербарте. О К. см. ст. Лассона и Мейнеке в "Philosophische Vortr?ge" (Neue Folge, 9 Heft, Галле, 1885).
Значение слова КИРХМАНН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КИРХМАНН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012