Значение слова КИР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КИР

(Kurusch) Старший (559 - 30) - основатель древнеперсидского царства. Источниками его истории, кроме классиков (Геродот, Ксенофонт, Ктесий, Юстин и др.), служат Библия и две клинообразные хроники британского музея. В последних К. назыв., большей частью, "царем Аншана", т. е. эламской области Сузианы. Какое бы значение ни имело это название, несомненно, что К. происходил из арийского царского рода Ахеменидов, стоявшего в вассальных отношениях к Мидии. Отцом К. был Камбиз, а матерью - Мандана, дочь мидийского царя Астиага, против которого К. восстал в 550 г. Измена солдат царя предала его и престол в руки К., который вместе с тем унаследовал завоевательную политику и традиционное соперничество с Вавилоном и Лидией. Появление на сцене молодого, энергичного народа сразу внушило опасения соседям. Вавилонский царь Набонид составил коалицию с Египтом и лидийским царем Крезом. Сочувствовали союзу и греки, заботившиеся о сохранении между ними и новой монархией промежуточных царств. К., завладев некоторыми провинциями Лидийского царства, между прочим Арменией, двинулся на Вавилон, но узнав, что Крез начал войну и перешел Галис, обратился против него, оттеснил его в Лидию и запер в Сардах, которые пали после кратковременной осады (546). Крез, осужденный на сожжение, был помилован. По усмирении восстания лидийца Пактия, началось столкновение с малоазиатскими греками. Некоторые (напр., Милет) сдались на льготных условиях, другие (напр., фокейцы) эмигрировали, большинство (напр., Ксанф, Приэна) сопротивлялись до последней крайности персидскому полководцу Гарпагу. Покорив бактров и саков, К. снова двинулся против естественного и культурного центра Азии - Вавилона. Нелюбимый народом Набонид был в 539 г. разбит. Сиппара открыла ворота завоевателю; Набонид попался в плен полководцу Гобрию. Преемник его Валтасар также не имел успеха, и осенью К. вступил в столицу. Страны, подвластные Вавилону, покорились, кроме Газы, без сопротивления. Иудеи получили освобождение из плена (538) и полную свободу культа, равно как и вавилоняне, жрецов которых К. задобрил реставрацией храмов и обильными жертвами. На Востоке монархия К. доходила почти до Индии, заключая в себе Хорасан (Хиву), Согдиану (Бухару), Коканд и часть Афганистана. Во время одного из походов в эти страны К. лишился жизни; сказания об этом различны. Тело его доставлено в усыпальницы предков, в Пасаргады. Еще теперь у Мургаба, близ Персеполя, есть остатки мавзолея, с исполненным, по приказанию Камбиза, рельефом царя К., с надписью: "я царь К., Ахеменид". Для последующих поколений и историков К. был образцом царя и человека. Ср. Amiand, "Cyrus, roi de Perse" (П., 1886); Halevy, "Le royaume hereditaire de Cyrus"; Babelon, "Les inscriptions cuneiformes relatives ala prise de Babylon par Cyrus" (П., 1881). Б. Тураев

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.