Значение КЕСТЛИН, ХРИСТИАН РЕЙНГОЛЬД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КЕСТЛИН, ХРИСТИАН РЕЙНГОЛЬД

(K?stlin, 1813-1856) — немецкий поэт и талантливейший из криминалистов-гегельянцев, в сочинениях которого абстрактный метод в уголовном праве достиг высшего своего проявления; был в Тюбингене профессором. В своей "Neue Revision der Grundbegriffe des Strafrechts" (Тюбинген, 1844-45) К. дал цельную систему общей части уголовного права. Он признает три различные ступени саморазвития человеческого духа, как формы воли, которым соответствуют три основных типа человеческих действий. Прежде всего воля является в виде непосредственном (naturlicher Wille), когда человеческими поступками руководят только ощущения, побуждения, склонности, а потому действия человека, не отличаясь от явлений природы, не могут быть вменены ему ни в вину, ни в заслугу. Вторую ступень составляет познающая воля (wissender Wille), которая сама свободно творит свое содержание, самоопределяется, причем источником этого самоопределения является мышление, обсуждение и оценка различных возможных определений. В результате этой оценки воля может либо определяться своей сущностью, идеей абсолютного добра, либо отпасть от своего всеобщего содержания, отрицать свое единство, а потому и поступки человека могут вызывать или одобрение, или порицание. Наконец, полной законченности воля достигает только тогда, когда она полагает, как содержание своей особенности, свою всеобщность, черпает содержание из своей субстанции; на этой ступени воля может привести только к осуществлению добра. Таким образом, источником злых деяний может быть лишь воля на второй ее ступени. В сфере права, т. е. той формы нравственности, которая обнимает внешние отношение людей, отрицание волей своего единства выражается в отсутствии тожества между отдельной волей и волей общей и допускает различные степени. Отдельная воля уничтожает свое единство с общей волей, не имея, однако, определенного сознания о таковом различии, или, по крайней мере, не противополагая себя принципиально общей воле — и отдельная воля сознательно противополагает себя общей. В том и другом случае появляется неправда, т. е. нечто мнимое, требующее отрицания, так как право, по самому своему понятию, является безусловной сущностью всех внешних отношений людей. Но в первом случае появляется неправда гражданская, для уничтожения которой достаточно возмещения вреда потерпевшему или разъяснения заблуждающемуся его заблуждения; во втором случае выступает уголовная неправда, коренящаяся в самой воле деятеля, а потому она и должна быть уничтожена в сфере воли. Это уничтожение уголовной неправды и есть наказание. Являясь злом по форме, наказание составляет по существу своему благо, так как показывает преступнику ничтожество неразумной его воли и направляется к восстановлению господства разума. Наряду с этим руководящим принципом карательной деятельности государства, из которого выводится и самый масштаб ответственности, К. ставит цель наказания, и в этом пункте отступает от начал Гегеля, стремясь смягчить суровые выводы учителя началами полезности. Наказание, оставаясь в границах объективного возмездия, в то же время должно быть направлено и к ограждению общественной безопасности, и к исправлению преступника. Государство не должно употреблять никаких карательных мер, которые были бы не совместны с началами полезности. В сокращенном виде воззрения К. изложены в его "System des deutschen Strafrechts" (т. I, Тюбинген, 1855). Другие юридические труды К.: "Die Lehre vom Mord und Totschlag" (Штутгарт, 1838); "Wilhelm I, K?nig von W?rttemberg, und die Entwickelung der w?rttembergischen Verfassung" (Штутгарт, 1839); "Die Perduellio unter den r?mischen K?nigen" (Тюбинген, 1841); "Der Wendepunkt des deutschen Strafverfahrens im XIX Jahrh." (Тюбинген, 1849); "Das Geschwornengericht, f?r Nichtjuristen dargestellt" (Тюбинген, 1849); "Die Geschwornengerichte" (Лейпциг, 1851). После смерти К. Гесслера издал его "Abhandlungen aus dem Strafrecht" (Тюбинген, 1858) и "Geschichte des deutschen Strafrechts" (Тюбинген, 1859). В России учение К. положено в основу теоретической части монографии Власьева: "О вменении по началам теории и древнего русского права" (М., 1860). Изложение и разбор его см. у Таганцева, в "Курсе русского уголовного права" (вып. I, СПб., 1874, § 18 и сл.) и в различных местах "Лекций" (СПб., 1887 и сл.). Под псевдонимом Reinhold, К. напечатал ряд лирических стихотворений, драм, рассказов и новелл. Отдельно вышли: "Die Geschichte vom span. Baumeister und die Geschichte vom Leim und der Mariandl" (Штутгарт, 1837); "Die Mathildenh?hle" (Штутгарт, 1838); "Gesammelte Erz?hlungen und Novellen" (Бремен, 1847-48); "Gedichte" (Штутгарт, 1853). В 1838 г. одна из его драм, "Die S?hne des Dogen", шла на сцене в Штутгарте.Жена К., Жозефина, урожденная Ланг (1815-1880), известна как композиторша песен.Ср. H. A. K?stlin, "Josephine Lang" (Лейпциг, 1881).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.