Кеведо (Francisco de-Quevedo у Villegas) - знаменитый испанскийсатирик (1580 - 1645) Отец его был секретарём четвёртой жены Филиппа II,Анны Австрийской. В алькальском унив. К. научился греческому илатинскому языкам, а позже овладел языками арабским, еврейским,французским и итальянским; он имел также обширные сведения поюриспруденции, математике, астрономии, политике, философии. К. искусновладел оружием, был очень склонен к донжуанству и отличался страстнойлюбовью к чтению. В ранней молодости он сделался героем следующегоприключения: в церкви неизвестный ему мужчина оскорбил неизвестную емудаму; он заступился за последнюю, вызвал на дуэль оскорбителя и убил егона месте. Противником К. оказалось высокопоставленное лицо, вследствиечего ему пришлось бежать. Он нашёл убежище и должность секретаря вСицилии, у герцога де-Оссуна, который, будучи затем назначенвице-королем Неаполя, поручил К. заведование финансами. Когда, в 1620г., покровитель его впал в немилость, К. попал в тюрьму и изгнание.Возвратясь в Мадрид, он жил в крайней бедности. В 1634 г. он женился, ножена его вскоре умерла. В 1641 г. ему приписали сатиру против короля,арестовали его, лишили имущества и заключили в сырую и зловонную тюрьмум-ря Сан-Марко де-Леон, где он томился четыре года. Только после падениялюбимца короля Филиппа II, герцога де-Оливарес, его освободили, так какузнали, что автором сатиры был вовсе не он. Вскоре после того он умер.К. оставил значительное количество литературных произведений, самыхразнообразных родов, хотя при его арестах пропали многие из его бумаг, анезадолго до его смерти инквизиция овладела всеми его сочинениями, изкоторых вычеркнуты были все места, противные её понятиям о приличии искромности; многие же из его произведений остались неизданными. Всегонапечатано 11 болыпих томов, 8 - прозы и 3 - стихотворений. К. - и поэти сатирик, и критик, и моралист, и политик, и философ. Преобладающаяформа его поэзии - сатира; но он писал также эпиграммы, сонеты, романсы,редондильи, канцоны, оды, элегии и идиллии. Вследствие долгогопребывания в Италии, у него заметен легкий оттенок подражанияитальянцам. Из стихотворений его пользуются особенной известностью "Lasnecedades у locuras de Orlando el enamorado", "A una nariz", "Apolosiguiendo a Dafne" и др. Восставая против школы Гонгоры, он издал, ввиде образчика более правильного слога, сборник прекрасныхстихотворений: "Poesias del Bachiller Francisco de la Torre" (1631).Главным образом слава К. основана на его прозаических сатирах, в которыхон бичует пороки и нравы общества, создаёт типы и выказывает себяистинным знатоком человеческого сердца. Из них особенно замечательна:"Vida у aventuras del gran Тасаnа Раblо de Segovia" ("Жизнь иприключения великого шута Пабло де-Сеговиа"), впервые появившаяся вСарагосе в 1626 г. Она принадлежит к так называемым "novella picaresca"и отличается сжатостью рассказа, живостью описаний, правдивостьюхарактеров и картин нравов. Тут много язвительного юмора, острот,таланта и ума, но много также и шаржа, грубости, резкости инепристойностей. Хотя К. и сражался с культизмом (школой Гонгоры), но исам грешит в этом смысле, будучи самым блестящим представителем школы"Conceptistas" (главой её был Алонзо де-Медесма, написавший в 1600 г.свои "Сопceplos spirituales"); он несвободен от экстравагантности, отстрасти к утончённости, аффектации и метафоре. В "El libro de todas lascosas у otras nuchas mas" ("Книга о всех вещах и многих других") онсильно нападает на педантизм, псевдо-учёность и ханжество, в "El cuentode cuentas" ("Сказка сказок") осмеивает злоупотребление пословицами, в"La Culta Latiniparla" смеётся над школой Гонгоры. Целый ряд выдающихсясатир К. соединён под именем "Suenos" ("Сны"), 1635 г. В одной из них:"El mundo por de dentro" ("Mир на изнанку") К. старается доказать, чточеловек - воплощенная ложь, и бичует стремление казаться не тем, чтоесть на самом деле. "Alguacil alguazilado" - злая сатира на низшихблюстителей порядка и правосудия. Вступление в "Sueno de las Calaveras"или "Juicio final" ("Видение черепов" или "Страшный суд") можетсчитаться лучшим образцом смелых и оригинальных приёмов К. - смешения высокого с комическим. Очень известна так же сатира:"Discurso de todos los diablos", рисующая нравственный и политическийстрой тогдашней Испании. В "La hora de todos у la fortuna con seso"("Час счастья для всех и Фортуна") Юпитер зовёт Фортуну и велит ей, дляисправления её несправедливостей, хоть на один час предоставить всякомусмертному то, что он действительно заслуживает. Это даёт повод авторуотнестись глубоко-критически к современному ему обществу. В "Polilica deDios у gobierno de Christo" он излагает целую систему благородного иискусного правления, которую дополняет двумя другими политическимитрактатами: "Marco Bruto" и "Romulo". В дидактическом жанре написаны:"Discursos politicos, asceticos у filosoficus", "Mundo caduco у desvariode la edad", "Lince de Italia" и др. Слабая сторона К. - недостатоктакта и меры; у него нет тонкого и верного комического чутья Сервантеса. М. Ватсон.
Значение слова КЕВЕДО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КЕВЕДО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012