Выражением "К. социализм" обозначают обыкновенно широко и неточно все те новейшие течения в католицизме, которые характеризуются особенной заботою об участи рабочих классов и, опираясь на религиозные соображения, выдвигают вперед необходимость более или менее значительных социальных реформ. В более узком смысле этот термин применяется к мировоззрению только тех из католиков социального направления, которые в требуемой ими реформе отводят широкую роль государству; К. социалисты или социал-католики противопоставляются в последнем случае католикам либеральным (школа Леплэ, Кл. Жаннэ, Перэн и др.), не допускающим государственного вмешательства в экономические отношения и ожидающим полного обновления общества от К. пропаганды, благотворительности промышленников и самопомощи рабочих. Не оспаривая желательности всех этих мер, К. социалисты считают их недостаточными; в настоящем они требуют самого широкого рабочего законодательства, а в будущем — более справедливой формы распределения. С их точки зрения, существующий эконом. порядок не соответствует справедливости, как ее понимает христианская церковь. Опираясь на изречения св. Фомы, Дунса Скота, св. Василия и Иоанна Златоуста ("что может быть неразумнее, как сеять без земли, без дождя и без сохи? те, кто занимается таким земледелием, собирают лишь плевелы, которые будут брошены в огонь вечный"; "получать доход без труда, значит быть ростовщиком" и т. п.), более крайние из К. социалистов заодно с ростом осуждают вообще всякую прибыль на промышленный капитал. Другие довольствуются осуждением особенно грубых форм эксплуатации рабочих и видят причину социального зла преимущественно в свободной конкуренции. Результатом последней является, по их мнению, нравственное одичание всего общества, понижение благосостояния рабочих и обострение социальной борьбы. "Человек, отданный на произвол закона спроса и предложения, перестает быть человеком и делается вьючным животным" (де Мён). Ответственность за промышленную конкуренцию французские социал-католики в прошлом возлагают на великую революцию, а в настоящее время — на либерализм, которому они враждебны и с религиозной, и с демократической точки зрения. Свобода промышленности и свобода труда выгодны лишь для богатых. "Священное Писание, постановления св. соборов и первосвященников, — говорится в коллективном труде франц. соц.-католиков, — с древнейших времен и доныне освящали божественное право на труд, на его регламентацию и на покровительство духовным и материальным интересам людей труда. Земные власти обязаны вмешиваться в экономическую область, дабы обеспечить здесь соблюдение божественного закона, т. е. допускать добро, не допуская зла" (laisser faire le bien saus lasser faire le mal). Государство должно ограничить рабочий день 9-10 часами, запретить женщинам участие в ночных и опасных работах, совершенно удалить с фабрик детей, обеспечить рабочим вознаграждение на случай увечий и старости, установить законодательным путем minimum заработной платы и проч. Только та плата может считаться достаточной, которая, во-первых, обеспечивает необходимый для существования рабочих доход, во-вторых, предлагает рабочему эквивалент опасности, которой он подвергается на службе у капиталиста, и, в-третьих, доставляет эквивалент нормальной траты его сил. "Каждый имеет право на хлеб или на труд" (кард. Маннинг); "бедный может брать, что ему необходимо; никто не смеет ему мешать в этом" (журнал "Association Catholique"). Деятельность государства должна восполняться деятельностью рабочих союзов. Свободу профессион. ассоциаций К. социалисты рассматривают, как самое драгоценное и неотчуждаемое право рабочих. Правительство должно не только разрушать и охранять подобные ассоциации, но еще обеспечивать за ними возможно широкую автономию и некоторые привилегии. По известным вопросам голос рабочих союзов должен быть решающим. Иные из К. социалистов идут еще дальше: они требуют признания рабочих союзов обязательными официальными учреждениями. Другие настаивают на том, чтобы такие союзы объединяли не одних рабочих, но вместе с ними и хозяев, по типу средневековых корпораций. Последние при этом чрезвычайно идеализируются, и из виду упускается историческая перспектива. Французские и бельгийские католики ввиду неудачи предпринимавшихся до сих пор опытов смешанных союзов несколько охладели к этой мысли, чего нельзя сказать об их немецких собратьях. Духовенству в предстоящей социальной реформе католиками отводится далеко не последнее место. Предполагается, что оно проникнется чисто демократическим духом и выступит на защиту рабочих, отстаивая их интересы против притязаний предпринимателей. Всех истинных католиков, и во главе их — К. духовенство, де Мён призывает "идти в народ". Таков единственный, но верный путь для доставления полного торжества католицизму. Без улучшения экономического положения народа религия не может пустить в массах глубоких корней. "Не проповедуйте Евангелия пустому желудку, он вас не станет слушать" (монсиньёр Айрлянд). "Наступающий век будет принадлежать не капиталистам, не буржуазии, а народу. Если приобрести его доверие, можно сделаться его советником" (Маннинг). Некоторые из К. социалистов (см. книгу Грегуара) намечают такую схему трех стадий развития, обусловливаемых демократической политикой К. церкви: первая стадия — разрыв c буржуазией и временное гонение на религию; вторая — присоединение к церкви рабочих и затем всего народа; третья и последняя стадия — полное торжество католицизма после низвержения бурж. строя. Во всех изложенных мыслях К. социалисты стараются опираться на авторитет св. Писания и отцов церкви, а с 1891 г. — еще и на изданную Папой Львом XIII энциклику "Rerum Novarum", где глава К. церкви, признавая наличность социального зла и видя в современном обществе, "с одной стороны, всемогущество богатства, с другой — бессилие бедности", требует от К. духовенства энергичной работы на пользу народа. Рабочие союзы и рабочее законодательство указываются и Львом XIII как два главнейшие фактора социальной реформы. Энциклика "Rer. Nov." представляет собою минимальную программу тех требований, которые выставляются К. социалистами всех стран. Во Франции социально-католическое движение всего древнее и всего богаче теоретической литературой. Непосредственным предшественником его здесь надо считать Сен-Симона (см.), главное сочинение которого, "Новое христианство" (1825 г.), было написано с целью пробудить в К. духовенстве сознание его обязанностей перед народом. Здесь рисуется план будущего общественного строя, в котором первенствующее место займет духовенство и который в то же время обеспечит благосостояние "класса наиболее многочисленного и наиболее бедного". Теократический элемент "Нового христианства" был развит далее учениками С.-Симона, причем Базар и Анфантен создали своеобразную сенсимонистскую церковь, а Исаак Перейра и Густав д'Эйхталь предложили в своих сочинениях обратиться к теократии уже существующей — к католической церкви, и возложить на нее заботу о рабочем классе. Более последовательное и полное проведение этой мысли принадлежит Ламеннэ (см.), доказывавшему в основанном им журнале "L'Avenir" (в 1830 г.), что церковь не нуждается в поддержке сильных и богатых и что, сделавшись ультрадемократической, она не только выполнит заветы своего основателя, но еще и обезопасит себя от всяких потрясений. Еще более крайние социалистические и коммунистические задачи навязывались К. церкви аббатами Констаном и Шантомом, Шевэ, Калланом, Дилье и др. Некоторые из коммунистов и социалистов, как, например, Бюшэ, Эскирос и Кабе (см.), пошли навстречу этому движению и стали доказывать полное соответствие идеалов социального и христианского. Энциклика Папы Пия IX от 8 дек. 1849 г. положила конец этому движению, возобновившемуся в совершенно иной, практической и сначала крайне умеренной форме лишь в 1871 г., когда граф де Мён и др. воспользовались некоторыми рабочими кружками для пропаганды католицизма. После громадного, но временного успеха кружки пришли в упадок, а их инициаторы занялись теоретической разработкой своих взглядов, становившихся все более радикальными, и практическим их применением при помощи законодательства. В настоящее время К. социалисты представлены в палате де Мёном, Грандмэзоном и др., энергично отстаивающими как интересы рабочих, так и интересы К. церкви. Органом партии служит журн. "Association Catholique". В Германии социально-К. движение началось также рабочими кружками, основанными в 40-х гг. свящ. Кольпингом. Большое значение кружки эти получили благодаря поддержке епископа Майнцского Кеттелера. В своем главном труде "Arbeiterfrage und Christenthum" (1864) Кеттелер выдвигает экономическую проблему как главную задачу нашего времени, в самых мрачных красках рисует положение рабочего класса (сходясь во многом с Лассалем) и видит выход, также подобно Лассалю, в широких рабочих кооперациях. Последователи Кеттелера, Муфанг и Хитце, подчеркнули в особенности необходимость рабочего законодательства, причем первым из них основан был официальный орган партии "Christlich-sociale Bl?tter", второй же явился наиболее видным ее представителем в рейхстаге. Рабочие католич. кружки в Германии (среди крестьян и среди фабричных рабочих) с течением времени чрезвычайно умножились и обнимают теперь более 75 тысяч членов; вообще вся партия отличается крепкою организацией и энергичною деятельностью. В Австрию социально-К. движение занесено было из Германии Рудольфом Мейером, последователем Родбертуса и Кеттелера, автором сочинения "Emancipationskampf des vierten Standes". Главнейшими руководителями его явились: барон Фогельзанг, основавший журнал "Vaterland", официальный орган австрийских К. социалистов, граф Куэфштейн, разработавший в своем соч. "Die Grundz?ge d. bedeutendsten Parteien" (1880) вопрос об отношении церкви к росту и к прибыли, кн. Лихтенштейн, оратор и политический деятель, автор сочинения "Ueber Interessenvertretung im Staate" (1875), иезуит Кольб и др. Особенностью австрийского движения является его антисемитический и аристократический характер. Полную противоположность представляет то же движение в Швейцарии, где во главе его стоит член национального совета Гаспар Декуртэн, последовательный демократ и убежденный католик. Ему отчасти Швейцария обязана своим рабочим законодательством; им основано обширное рабочее бюро, так называемое S?cr?tariat du Peuple; им же была пущена в обращение мысль, поддержанная имп. Вильгельмом II, о необходимости международной конференции по рабочему вопросу. Немногочисленная, но энергичная социально-К. партия в Швейцарии одерживает частые победы на выборах и остается не без влияния на усиливающееся распространение католицизма в стране. В Бельгии до последнего времени господствовала среди католиков либеральная школа Перэна. Представителями социалистического направления явились епископ Дутрелу и аббат Потье с своей книгой "Ce qu'il y a de l?gitime dans les r?vendications ouvri?res" (1889). На К. конгрессе 1890 г. в Льеже одержало верх требование государственного вмешательства в пользу рабочих. С тех пор социально-К. движение получило в Бельгии значительное развитие, чему немало способствовала основанная в 1891 г. и имеющая теперь более 100 тысяч членов "демократическая лига", а также многочисленные периодические издания ("Het Volk" в Генте, "Le Bien du peuple" в Льеже, "Le pays Wallon" в Шарлеруа и др.). Последним своим торжеством на выборах (1894) католики обязаны той популярности, которую приобрела среди рабочих их социальная программа. В Англии, равно как и в Соед. Штатах, хотя и нельзя отметить целой партии К. социалистов, имеются, однако, отдельные личности из среды К. духовенства, которые, заинтересовавшись судьбою рабочих, выступили в качестве их защитников на практическом или на теоретическом поприще. В Англии кардинал Маннинг пользовался такою популярностью среди рабочих, что благодаря его вмешательству прекратилась стачка доковых рабочих в 1889 г.; за ним последовал епископ Ноттингамский, Эдуард Бэгшоу (Bagschawe), с памфлетом "Mercy and Justice to the poor". В Соединенных Штатах кардинал Гиббонс выступил на защиту американского "ордена рыцарей труда", когда тому грозило осуждение из Рима; священник Мак Глин — откровенный социалист, союзник Генри Джоржа; монсеньор Айрланд — демократический католик в духе Декуртэна и выдающийся оратор. В остальных странах К. духовенство не идет дальше филантропических начинаний на пользу бедных, не требуя государственного вмешательства и не вступая в борьбу с экономически господствующим классом; за отсутствием этих двух черт говорить о К. социализме не приходится.Литература. Кроме названных выше сочинений и периодических изданий, для характеристики К. социализма могут служить: Leroy-Beaulieu (Anatole), "La papaut?, le socialisme et la d?mocratie" (1893); L?on Gr?goire, "Le pape, les catholiques et la question sociale" (1893); Eug?ne Spuller, "L'?volution politique et sociale de l'?glise" (1893); Henri Joly, "Le socialisme chr?tien" (1893); Francesco Nitti, "Il socialismo cattolico" (1891; франц. перевод, 1894); Ch. Perm, "Le socialisme chr?tien" (1879); Jesting, "Socialdemokratie und Christenthum" (1891); Bourgeois, "Le catholicisme et les questions sociales" (1867); Ribot, "Du r?le social des id?es chr?tiennes" (1878), Bishop Westcott, "Social aspects of Christianity" (1887); Barry, "Lectures on Christianity and socialism" (1890); Behrends, "Socialism and Christianity" (1886); Monseigneur Freppel, "La question ouvri?re" (1880); Gladden, "Applied Christianity" (1886), Lustrac, "Christianisme et socialisme" (1863); Martensen, "Socialismus und Christenthum" (1875); Marchal, "Christianisme et socialisme" (1850); Girdlestone, "Thirty-nine articles of relief for Christian socialists" (1886); Kaufmann, "Christian socialism" (1888); Rae, "Contemporary socialism" (ch. V, 1884); Laveley, "Le socialisme contemporain" (ch. VIII, 8-е издание, 1893); Kirkup, "History of socialism" (1892); Lapeyre, "Le socialisme catholique" (1888); comte de Mun, "Discours sur les questions sociales" (1888); Mnsg. Gaspard Mermillod, "L'?glise et les ouvriers au XIX si?cle" (1868); его же, "La question ouvri?re" (1872); G. de Pascal, "L'?glise et la question sociale" (1892); "Oeuvres des cercles catholiques d'ouvriers. Questions sociales et ouvri?res. R?gime du travail" (1883); "Instruction sur l'oeuvre" (1887); Nebe, "Die Stellung der Kirche zur Arbeiterfrage" (1872); Albertus, "Die Socialpolitik der Kirche" (1881); Oschwald, "Sociale Frage und Kirche" (1874); Scheiher. "Klerus und die sociale Frage" (1884); Jose Frexa, "El socialismo y la teocracia, dirigido а D. Juan Donoso Cort?s" (Барселона, 1852, 3 т.); Tafel, "Socialism and reform in the light of the new church lectures" (1891); Fran?ois Huet, "Le r?gne social du christianisme" (1853); Gaume, "Consid?rations sur l'organisation du travail, le communisme et la christianisme" (1848); Chouteau, "Programme de socialisme catholique" (1849); Segretain, "Socialisme catholique" (1849); Cherrier, "Travail chr?tien et socialisme" (1884); Wach, "Die christlich-sociale Arbeiterpartei" (1878); Kannengiesser, "Catholiques allemands" (1891); его же, "Ketteler et l'organisation sociale en Allemagne" (1894); Liesen, "Ketteler und die sociale Frage" (1882); Arthur von Hohenberg, "Die sociale Frage in dem katholischen Deutschland" (1884); Wermert, "Neuere socialpolitische Anschauungen im Katholizismus Deutschlands" (1885); "Die sociale Frage beleuchtet durch die Stimmen aus Maria Laach" (1871-1892); Bellesheim, "Henry Edward Manning" (1892); Maunus, "L'?glise et la d?mocratie"; Gabriel Ardan, "Papes et paysans" (1891); Galland, "Papst Leo XIII" (1893); l'abb? Boudignon, "L'encyclique et la question sociale" (1891); Fl?rscheim, "Papst und Socialreform" (1891); Giovanni Ribelli, "Il papismo, padre del socialismo, riposta all'enciclica papale del 28 dicembre 1878"; Raffaele Mariano, "Papato e socialismo ai giorni nostri".Н. Водовозов.
Значение КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012