Карбонарии (от итальян. слова carbonari - угольщики) - тайноеполитическое общество революционного оттенка, игравшее видную роль вистории Италии и Франции в первые 3 десятилетия XIX в. Задачей этогообщества было уничтожение политического деспотизма во всех его видах иустановление свободных демократических учреждений. Одни возводят его ковремени Франциска I, другие - к XI в., третьи - к эпохе борьбы гвельфови гибеллинов, когда первые скрывались от преследования последних влесах, в хижинах угольщиков, от которых будто бы и получили своёназвание. К. могли получить это название и в ту пору, когда онискрывались от преследования Мюрата в горах Калабрии и Абруццо, гдесильно был развит промысел угольщиков. Политическое значение К. получаюттолько в начале XIX в., со времени борьбы их против тирании Бурбонов, апотом - против французского владычества в Неаполе. Неаполитанский корольМюрат на первых порах относился к К. довольно благосклонно, признавая заними культурное значение. Благодаря этому К. быстро распространились вНеаполитанском королевстве и пустили глубокие корни в народе. Узнав осношениях К. с Фердинандом I, находившимся тогда в Сицилии, где он игралроль конституционного короля, и о замысле их низвергнуть франц.владычество в Неаполе, Мюрат стал преследовать К. Под начальством своеговождя, Капо-Бьянко, К. принуждены были удалиться в горы Абруццо иКалабрии, организовались здесь и начали вести борьбу против Мюрата; ноКапо-Бьянко был арестован и казнён. Оправившись после этого удара, К.помогли Фердинанду овладеть престолом. Скоро им пришлось разочароватьсяв надеждах, возлагавшихся на этого короля: по возвращении к власти, онобнаружил стремление к деспотизму. К. начинают составлять заговорыпротив Бурбонов. Численность их в то же время быстро возрастает. В 1819г. в Неаполит. королевстве на 25 чел. приходилось, по крайней мере, поодному К. К 20-м годам К. получили широкое распространение по всейИталии. В рядах их стояли главным образом представители средних классовобщества - офицеры, студенты, артисты и даже священники. Общаячисленность К. достигала в ту пору до 700000 чел. Общей идеей,воодушевлявшей их, было свержение чужеземного ига и уничтожение тирании.Подобно масонам, с которыми у них было много общего, К. окружали своисобрания большою таинственностью, создали целую систему мистическихобрядов, выработали особую фразеологию, выражения которой заимствованыбыли частью из св. Писания, частью из ремесла угольщиков. Место собранияК. называлось "baracca", или хижина; провинция, в которой происходилозаседание - "лесом", самое собрание К., или ложа - "vendita",совокупность "хижин" - "республикой". "Очистить лес от волков" - значило освободить отечество от тиранов. Символом тирании являлсяволк; величайшую жертву её видели в Христе, символом которого служилагнец. Выражение: "мщение волку за угнетение агнца" сделалось лозунгомобщества. Каждый член его должен был клясться в том, что будет соблюдатьв тайне как самое существование общества, так и его уставы, символы итерминологию; слепо и безусловно повиноваться всем приказаниям,исходящим из верховной ложи, памятуя, что все они имеют в виду главнуюцель - достижение всеобщего блага; жертвовать, наконец, собственностью ижизнью для общего дела. Для сопротивления гнёту, для подания помощи"братьям" каждый К. обязан был иметь при себе ружье с 50 патронами.Нарушивший клятву наказывался смертною казнью. Все К. делились на 3степени: учеников, магистров и великих избранников. Италия быларазделена на несколько К. провинций, центрами которых были Рим, Неаполь,Венеция, Милан, Турин и Флоренция. Главное управление находилось в Риме;в отдельных городах были трибуналы К., служившие посредниками междуцентральным управлением и низшими членами общества, деятельностьюкоторых они руководили. Попытки дать К. строгую централизованнуюорганизацию в Италии были, однако, большею частью неудачны. Как борцы засвободу и национальную независимость Италии, К. были главнымивиновниками неаполит. революции 1820 г., беспорядков в Папской области втом же году и пьемонтской революции 1821 г. В Риме против К. Пием VIIорганизовано было общество санфедистов. К началу 30-х годов, вследствиесоединенных усилий реакционеров и австрийских войск, К., каксамостоятельное общество, перестали существовать. Многие из них преданыбыли казни или погибли в австрийских тюрьмах. Остатки К. в 1830 и 1831гг. слились с обществом "Молодая Италия". Из Италии К. проникли ок. 1820г. во Францию. Предполагают, что основателем первой ложи К. во Франциибыл масон Дюжье (Dugied), находившийся в личных сношениях снеаполитанскими К. Друзья его, большей частью студенты, были тем ядром,из которого выросло франц. карбонарское общество, получившее, благодаряорганизаторскому таланту Базара, более прочное устройство, чем в Италии.Французские К. преследовали широкие демократические задачи, не вполне,впрочем, определенного характера. Главным их стремлением было избавитьФранцию от навязанного ей извне правительства и дать народу возможностьсоздать самому желательную для него форму правления. Устав общества К.был заимствован французами у итальянцев, но подвергнут значительнымизменениям. Доступ в общество не представлял здесь таких затруднений ине был обставлен такою торжественностью, как в Италии. Благодаря этому,Число К. во Франции быстро возрастало, затем, в отличие от итальян. К.,французские подчинены были более строгому единству и централизации;между отдельными ложами карбонариев установлена была полная иерархия.Все ложи делились на 4 степени: частные ложи ("ventes particuliйres"),центральные ("v. centrales"), высшие ("hautes ventes") и верховная ("v.supreme"), из которой исходили распоряжения, быстро передававшиеся отвысших лож к низшим, рассеянным по всей Франции. Сношения между 4степенями лож организованы были таким образом, что легко можно былоскрыть следы их существования и деятельности от внимания полиции. Каждая"частная ложа" состояла из 20 членов и выбирала по одному депутату;депутаты 20 "частных лож" составляли 1 "центральную ложу" и в своюочередь избирали одного депутата, который обязан был сноситься с "высшейложей"; последняя, наконец, также имела своего депутата, посредствомкоторого поддерживала сношения с "верховной ложей". Члены разных ложоставались неизвестны друг другу; им было запрещено, под страхомсмертной казни, стараться узнать членов других лож. В случае опасности,цепь, связывавшая различный ложи К., легко прерывалась, и жертвойпреследования полиции могло быть отдельное лицо или, в крайнем случае,отдельная ложа, но не всё общество. Сношения между отдельными группамипроизводились исключительно через депутатов, путём устных переговоров;всякие письменные сообщения были запрещены. При вступлении в обществокаждый член должен был принести присягу в соблюдении тайны относительносуществования общества и его актов, быть вооруженным ружьем с 25патронами и оплатить право входа в общество 5 фр. Кроме того, каждыйчлен обязан был делать ежемесячные взносы в размере 1 фр. Аналогичнаяорганизация существовала и в армии, где 4 степеням лож соответствоваливоенные подразделения на "legions", "cohortes", "centuries" и"manipules". Как и масонские ложи, каждая ложа К. имела свое особоеназвание. В Париже особенно знаменитыми были ложи "Washington","Victorieuse", "Belisaire", "Sinceres", "Amis de la verite" и др.Политическая роль К. в эпоху реставрации не подлежит сомнению. Ложикарбонариев были очагом оппозиции против Бурбонов. В их ряды стали такиепредставители либеральной партии, как Лафайет, сделавшийся главоюобщества, Корселль, Мерилу, Жак-Кёхлин, де Шуан, Арнольд Шеффер, Барт идр. Число К. лож во Франции быстро возрастало и в короткое времядостигло 2000, с 40000 членов. Политич. значения К. не лишились и посленеудавшихся им революционных попыток в 1821 г. в Бельфоре, Ларошели,Сомюре, стоивших им многих жертв. Июльская революция встретила состороны К. деятельную поддержку. После 1830 г. К. во Франции постепенноприходят в упадок, так как программа их, носившая исключительно полит.характер, не удовлетворяла новым общественным запросам. Кроме Италии иФранции, карбонаризм существовал в Германии и Испании, но не получил тамзначительного развития. Литература: Alison, "History of Europe from the fr. revolution to therestauration of the Bourbon" (т. II); P. Colletta, "Storia del reame diNapoli, 1734 - 1825" (Флоренция, 1856, 3 изд., 1. IX); Louis Blanc,"Hist. de dix ans"; B. Malon, "Hist. du socialisme"; De la Hodde,"Histoire des societes secretes"; Duchamp, "Les societes secretes et lasociete"; Saint Edme, "Constitution et organisation des carbonari";Heckethorn, "Secret societies"; Charles No, "Les carbonari" (1887). В. П - ий.
Значение слова КАРБОНАРИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КАРБОНАРИИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012