Значение КАЗЕМБЕК АЛЕКСАНДР КАСИМОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КАЗЕМБЕК АЛЕКСАНДР КАСИМОВИЧ

родом персиянин, в мусульманстве — Мухаммед-Али. Отец его, хаджи Казем-бек, жил в Дербенте и принадлежал к почетным лицам города. Здесь Мухаммед-Али получил самое солидное мусульманское образование. В 1820 г. хаджи Казем-бек, заподозренный в сношениях с дербентским ханом, укрывавшимся в Аварии, был сослан в Астрахань, куда вскоре приехал к нему и сын его. В Астрахани Мухаммед-Али познакомился с шотландскими миссионерами, выучился у них английскому яз. и принял христианство по пресвитерианскому учению. После того он поступил на службу в министерство иностранных дел, которое определило его в Омск переводчиком при генерал-губернаторе. В 1826 г., по дороге к месту служения, К. остановился в Казани, где и остался, так как был назначен лектором персидской словесности и турецко-татарского языка при Казанском университете, а затем достиг звания ординарного профессора. Его глубокая эрудиция по части востоковедения, в связи с усвоенным им европейским образованием (он писал на английском и французском языках), сразу поставила К. в ряду первых ориенталистов, как западно-европейских, так и русских. В 1849 г. К. переселился в Петербург и занял в университете кафедру персидской словесности; кроме того он работал в департаменте духовных дел иностранных исповеданий, во II отделении Собственной Его Величества канцелярии и при святейшем синоде. Последний поручил ему составление перевода богослужебных книг на татарский язык. Умер в 1870 г. Главнейшие труды К.: "Ассеб-ус-Сейяр", или "Семь планет" (история крымских ханов от 1466 г. до 1737 г. Сейид Ризы, на турецком языке, Казань, 1832); "Грамматика турецко-татарского языка" (Казань, 1839; Академия наук увенчала этот труд Демидовской премией); "Исследование об Уйгурах" ("Ж. М. Н. Пр.", 1841); "Observations sur un chapitre inconnu du Coran publi? par M. Garcin du Tassy" (журн. "Asiatique", серия 4, т. II); "Мухтесеруль-Вигкает", курс мусульманского законоведения (Казань, 1845); "Derbend-nameh or the History of Derbend" (СПб., 1850); "Объяснение русских слов, сходных со словами восточных языков" ("Известия II отд. Имп. Акад. Наук", 1852); "Мюридизм и Шамиль" ("Рус. Слово", 1859, 12); "История Ислама" (т. же, 1860, 2, 5, 8, 10); "Баб и бабиды. Религиозно-политические смуты в Персии" (СПб., 1865). Биография К. в "Русском Архиве" (1893 г., 10—12; 1894 г., №№ 1—2).Н. Веселовский.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.