пропагандист унии, род. в 1541 г., вырос в русской правосл. семье, получил очень хорошее образование, сначала в кальвинской школе, устроенной кн. Радзивиллом, а затем в Краковской акд. Поступив на службу к кн. Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, И. сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. И. снова сделался православным и оставил службу у кн. Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. И. получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги "О единстве церкви Божией", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с римской церковью, увлекла очень многих и в том числе И. Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. И. овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Еще за два года до этого И. вместе с четырьмя другими западно-русскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. И. вместе с Кириллом Терлецким, епископом Острожским, отправился в Рим с соборной грамотой западно-русских епископов к Папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали И. убежденным католиком. Уния, привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала поэтому идеалу кн. Острожского и других православных, которые, "скорбя о церкви Божией", желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов. Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение; из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие, И. горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели И. не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой целью Ипатий издал в 1605 году брошюру: "Уния греков с костелом римским", в 1608 г. — "Гармонию вост. церкви с костелом римским", в 1598-1600 гг. три раза издавал составленное по его поручению сочинение "Антиррисис", в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти И. в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности И. Полемические приемы И. очень резки, тон раздражительный, грубый. Ср. Ор. Левицкий, "И. Поцей" ("Памятники рус. старины в Зап. губ.", изд. П. Батюшкова, вып. VIII); Н. Трипольский, "Униатский митр. И. Поцей" (Киев, 1878 г.); "Archivium domus Sapiehanae", т. I. (Львов, 1892).В. Б.
Значение ИПАТИЙ ПОЦЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИПАТИЙ ПОЦЕЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012