Значение ИОАНН, В МИРЕ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ИОАНН, В МИРЕ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ

(1818—1869) — известный проповедник и канонист, сын священника; окончив курс в Москов. духовной акад. и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Правосл. Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был проф. в СПб. дух. акад., ректором СПб. дух. семинарии и дух. акад. Казанской и СПб., викарием СПб. епархии, наконец, епископ. смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 1851—52) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846—1865) и в "Правосл. Собеседнике" (1857—1869). Отрывки лекций И. по догматическому богословию напечатаны в "Христ. Чтении" (1875—1877 гг.). В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876). Публицистический характер внесен И. и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Правосл. Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Правосл. Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I): "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др.О личном характере И. часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историч. Вестнике" (1880 г. № 12). Ср. H. Романский, "Преосвященный И., епископ смоленский" ("Чтения в общ. любит. духовн. просвещения", М., 1887, №№ 2—9); Знаменский, "История Казанской дух. акад." (Казань, 1891—92).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.