Ибн-Хальдун (Абд ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,Севильский) - известный арабский историк (1332 - 1406). По происхождению- человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, - Коран, хедисы,право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского. Придворныеинтриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактатпо логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана,вел переговоры о мире с ДонПедро Кастильским. Позже И.-Хальдун былписьмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил вКаире) занимая должность профессора, а затем верховного кадия. Честностьдоставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потомопять призывали на должность. Когда Тамерлан вторгнулся в Сирию(владения султана егип.), И.-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха,сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своимобращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кадия(1400). И.-Хальдун прославился как историк-прагматик. Его сочинение"Китаб аль-ибер etc." ("Книга примеров..... по истории арабов, персов иберберов и наций, живших с ними на земле") состоит из четырех частей: 1)введение в историю ("Мокаддама"), 2) история от создания мира доМохаммеда, 3) арабы в Африке и Испании и берберы, 4) мелкиемусульманские династии Египта в Азии. "Мокаддама" образуетсамостоятельный трактат. Содержание ее: смысл истории, значениеисторической критика и приемы ее, источники исторических ошибок;географ. обзор земного шара, мысли о физич. и нравств. влиянии климата ипочвы на людей; способы познания истины; эволюции форм семейной,общественной и государственной жизни; развитие экономическое иумственное; разложение государства; значение труда в благосостояниигосударства; обзор различных отраслей ремесл и искусств; классификациянаук. Автор не чужд предрассудков своего века, но все же "Мокаддама", посправедливости, считается замечательным произведением. Стиль - тяжелый,и потому Пиризаде перевел "Мокаддаму" на турецкий язык, переработавши еев стилист. отношении. Катрмер напечатал весь текст в "Notices etextraits" (tt XVI - XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод:"Prolegomenes" (Париж 1862); восточное изд. - Каир (2-е, 1886) и Бейрут(1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.).Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): "Memoire sur lespopulations de l'Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyanceset leur etat social" (в "Nouv. annales des Voyages", 1858, февр.);арабск. издание "Hist. des Berberes" (Алжир 1847 и 1851) и франц. перев.(1852 - 1856, 4 тома). Четвертая часть издана в извлечениях Noel desVergers: "Histoire de l'Afrique sous la dynastie Aghlabide et de laSicile sons la domination musulmane" (Париж 1841); о крестовых походах -изд. и пер. Торнберга: "Narratio de expeditione Francorum" (Упсала 1841,в "Академ. Зап. "). Полностью издан весь труд И.Хальдуна в Булаке (1867,7 т.). См. также Jac. Graberg di Hemso, "Notizia" (Флор. 1834): Alfr. v.Kremer, "Ibn.-Ch. and seine Kulturgeschichte der islamischen Volker"(Вена 1879); "Autobiographie d'Ibn-Kh." ("Journ. Asiat. ", 1844). А. Крымский.
Значение слова ИБН-ХАЛЬДУН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИБН-ХАЛЬДУН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012