Значение ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие З. в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом З., установилось мнение, что З. был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный З., а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного З. поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима — все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве З. В 1492 г. З. составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", З. оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества З.Ср. "Русская Истор. Библ.", т. VI; Макарий, "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884 г., № 266); Д. Иловайский, "Еще о ереси жидовствующих" (М. 1884).В. Б.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.