(Авдотья Петровна) — одна из самых замечательных русских женщин (1789-1877), дочь тульского помещика Юшкова. Получила прекрасное воспитание в семье своей бабушки Буниной. С немецким языком и литературой она познакомилась при посредстве Жуковского, ее дяди. 16-ти лет она вышла замуж за Василия Ивановича Киреевского, человека очень ученого, довершившего ее образование. В 1812 г. Киреевский добровольно принял в свое заведование госпиталь в Орле, привел его в образцовой порядок, но при этом заразился и умер, оставив 2 сыновей, Ивана и Петра, и дочь Марью. В 1817 г. Е. вступила во второй брак с Алексеем Андреевичем Елагиным. В 1821 г. Е. переехали на житье в Москву. С этого времени Е. принимает живое и непосредственное участие в жизни литературных и ученых московских кружков, сначала в блестящем кружке, который еще в царствование Александра I образовался вокруг Ник. Полевого и к которому принадлежали Пушкин, князь Вяземский, Кюхельбекер, князь Одоевский, Шевырев, Погодин, Максимович, Кошелев. С 1826 г. кружок Полевого сменился другим, не менее блестящим и талантливым, сгруппировавшимся около начинающего поэта Дм. Ив. Веневитинова. Кроме Пушкина и князя Вяземского, в нем участвовали С. И. Мальцев, С. А. Соболевский, поэт Баратынский, Д. Н. Свербеев и др. В 1831 г. в салоне Е. возникла мысль об издании журнала "Европеец" (см.). К этому же времени относится знакомство Е. с А. И. Тургеневым и появление в кружке П. Я. Чаадаева и А. С. Хомякова, а с 1835 г. к нему примкнули некоторые из молодых профессоров московского университета, только что возвратившееся из-за границы. В 1838 г. с Е. познакомился Гоголь, а в сороковых годах салон ее стали посещать Герцен, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, Н. П. Огарев, Н. М. Сатин, Дм. Валуев, позднее Кавелин. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, спешили явиться в салон Е. Здесь преобладало только что зародившееся славянофильство, которому сама Е., сочувствовала не в отрицании петровской реформы, а в нелюбви к Петру за его жестокость, воспоминания о которой живо сохранились в семейных преданиях Лопухиных, состоявших с Е. в отдаленном родстве или свойстве. С половины 1840-х гг. счастье стало изменять Е.: умерло несколько сыновей и дочерей (от Елагина), в 1846 г. умер и муж. Кружок друзей редел. В 1856 г. один за другим умерли братья Киреевские. Последние годы жизни А. П. прожила у сына своего Николая Е., а когда он в 1876 г. скоропостижно умер, А. П. поселилась в Дерпте, в семействе единственного оставшегося в живых сына своего, Василия Е.; здесь она и скончалась.Е. не была писательницей, но в движении и развитии русской литературы и русской мысли участвовала более, чем многие писатели по профессии. Литературные, художественные, религиозно-нравственные интересы преобладали в ней над всеми прочими; политические и общественные вопросы отражались в ее уме и сердце своей гуманитарной и литературно-эстетической стороной. Она много читала и думала, часто слышала самые разнообразные суждения об одних и тех же предметах, и это сделало ее замечательно терпимой ко всякого рода взглядам, лишь бы они были искренни, правдивы и выражались не в грубых формах. Живость, веселость, добродушие, личное знакомство с массой интереснейших людей и событий, удивительная память — все это придавало ее беседе особенную прелесть. Е. спешила на помощь всякому, кто только в ней нуждался, часто даже вовсе незнакомому. Она много переводила с иностранных языков, но печатала мало.Биографию Е. написал К. Д. Кавелин, в "Северном Вестнике", 1877 г., №№ 68 и 69. Ср. еще "Русский Архив", 1877 г., №№ 7 и 8). Письма Е. к А. Н. Попову, 1842-55 гг., напечатанные в "Русском Архиве", 1886 г., кн. I.
Значение слова ЕЛАГИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЕЛАГИНА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012