Значение слова ЕКТЕНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЕКТЕНИЯ

(букв. по-гречески - распространение) - название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника; каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: Господи помилуй, подай Господи, тебе Господи. Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Великая Е., начинающаяся словами: миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся, - самая древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум. 217). Сугубая Е. начинается словами: "рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" (Господи помилуй). В Е. просительной молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. К исчисленным прошениям, в Великой и сугубой Е., по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к какимлибо чрезвычайным обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий). Малая Е. состоит лишь из трех возгласов и начинается словами: паки и паки Господу помолимся. Кроме исчисленных четырех главных Е., есть еще Е.: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе Е. произносятся на литургии, а последняя, кроме того - на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые Е., содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.