Древляне, одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни,Случи и Тетереву. Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, чтоони жили в лесах. Описывая нравы Д., летописец выставляет их, впротивоположность соплеменникам своим полянам, народом крайне грубым("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у нихне бываше, но умыкиваху у воды девица"). Ни археологические раскопки, ниданные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такойхарактеристики. Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить,что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обрядпогребения свидетельствует о существовании определенных религиозныхпредставлений о загробной жизни; отсутствие оружия в могилахсвидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков исосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают насуществование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного,ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпорыуказывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра,бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают насуществование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, чтоторговля была меновая. Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, чтоу Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф.Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкиеокруга, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотяиногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшимимужами", "старейшинами града". По сказанию летописи, в давние времена Д.обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил наних дань. В числе племен подчиненных Олегу и участвовавших в походе егона греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы. Посмерти Олега они сделали было попытку освободиться; Игорь победил их иналожил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью; он пошел вДревлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его. ВдовеИгоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. СвятославИгоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Св.,раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава,который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянскаяземля входит в состав Киевского княжества. Политическим центром Д. вэпоху их самостоятельности является гор. Искоростень; в позднейшую поруцентр этот, по-видимому, переходит в город Bpyчий (Овруч). См. В. Б.Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян"("Материалы для археологии России", № 11, СПб., 1893). Е. К.
Значение слова ДРЕВЛЯНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДРЕВЛЯНЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012