В древнем Риме Д. вообще называлась всякая коллегия из десяти человек (decem viri), образованная для отправления духовных или светских обязанностей в государстве. Древнейшей из них были Д. для судебных разбирательств по гражданским делам (decemviri litibus judicandis), существовавшие, по преданию, еще при царях. Были еще Д. для жертвоприношений и для смотрения в Сивиллины книги (decemviri sacrorum или sacris faciundis et libris Sybillinis inspiciundis); эта высшая коллегия вначале состояла из двух человек (duumviri) и только впоследствии, когда плебеи были допущены к духовным должностям, число членов ее было увеличено до десяти, а в конце республики — до пятнадцати (quindecimviri). Существовала, далее, коллегия Д. для раздела земли в римских колониях (decemviri agris dividundis). Но самой важной из коллегий в 10 человек, какую знает римская история, были Д., избранные в начале IV ст. существования Рима для написания законов. Плебеи, несмотря на учреждение трибунов, не переставали терпеть от произвола консулов в судебных делах, тем более, что в произнесении приговоров консулы или назначаемые ими судьи руководствовались обычным правом, недостаточно определенным. Требовалось этот произвол, стесненный лишь в важных уголовных делах законом Валерия о провокации к народу, ограничить буквой закона. С этой целью народный трибун Терентилий Арса в 292 г. (462 г. до Р. X.) предложил в трибунских комициях составить проект закона, в силу которого была бы назначена комиссия из пяти человек для написания законов, касающихся консульской власти (ut quinque viri creentur legibus de imperio consulari scribendis, как говорится у Ливия III, 9). Проект был внесен в народное собрание, но прошло десять лет, прежде чем требование плебеев получило осуществление. Патриции принуждены были уступить лишь крайней настойчивости народных трибунов, ежегодно возобновлявших внесение законопроекта, причем вместо пяти членов комиссии положено было выбрать десять членов и притом не так, чтобы половина их состояла из патрициев, а другая из плебеев (как того домогались плебеи), а все члены должны были быть из патрициев. В 303 г. (451 г. до Р. X.) консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis). Эти десять мужей составили в течение года десять таблиц, которые и были приняты центуриатскими комициями. Работа их была облегчена тем, что еще за два года до составления этих законов было отправлено сенатом посольство из трех человек в Афины для изучения Солонова законодательства, причем послам поручено было ознакомиться с учреждениями, правами и законами и других греческих городов, начиная с южной Италии. Но так как оказалось, что десятью таблицами потребности законодательства вполне не были удовлетворены, то на следующий год были избраны, по инициативе Аппия Клавдия, взявшего на себя председательство в избирательных комициях, вновь децемвиры, которые прибавили к прежним десяти еще две таблицы. Таким образом составилось законодательство Двенадцати таблиц (см.). Уже сама замена консульского правления на один год правлением Д. была переменой государственной формы, которую Т. Ливий сравнивает с переходом от царской власти к консульскому правлению. Когда же эта децемвиральная форма правления вступила в действие и на следующий год, притом так, что Аппий Клавдий, главный между Д. первого года, вопреки обычаю очутился в одной и той же должности в течение двух лет сряду, и когда новые Д. с первого раза обнаружили властолюбивые стремления, то опасность для гражданской свободы стала очевидна. Еще в первый год правления Д. важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу (provocatio ad populum) и вмешательство (intercessio) трибунов — были на тот год устранены. Но Д. первого года по крайней мере допускали апелляцию против действий одного из них, бывшего в данный день у власти (которую они исполняли поочередно), к его товарищам; знаками полной консульской власти (imperium consulare), т. е. 12 ликторами с секирами и пучками лоз, пользовался среди них только тот, кто находился в известный день в роли носителя консульской власти. Между тем, Д. второго года не допускали никакой апелляции и уже в первый день вступления в должность, в майские иды (304 = 450 до Р. X.), явились к народу, все окруженные 12-ю ликторами с секирами и лозами, так что все 12 правителей стали располагать правом жизни и смерти над гражданами. Казни следовали за казнями; всякая тень республиканской свободы исчезла; водворилась жестокая олигархия, от которой страдали одни плебеи (патриции большей частью были ею довольны). Всякий след сомнения в дурных замыслах Д. исчез, когда они по окончании года не сложили с себя власти, а самовольно остались в ней и на следующий год (305 г. Рима). Мера терпения народа переполнилась лишь тогда, когда был умерщвлен бывший трибун, храбрый Л. Сикций Дентат, и учинено Аппием Клавдием насилие над плебейской девушкой Виргинией (см. соотв. статью). Народ возмутился и удалился на Священную гору, где и состоялось примирение между патрициями и плебеями, на условии отмены власти Д. и восстановления прежнего порядка. Новыми консулами, Л. Валерием и М. Горацием, были предложены и центуриатскими комициями приняты законы (leges Valeriae Horatiae), которыми права плебеев были расширены и постановлено, чтобы правление, подобное децемвиральному, никогда не учреждалось (ne qui magistratus sine provocatione crearetur), и что тот, кто учредил бы такое правление, может быть всяким убит безнаказанно. Низложенные Д. были преданы суду, причем двое из них, Аппий Клавдий и Оппий, сами лишили себя жизни, а другие удалились в изгнание.Из новых историков Рима вопрос о Д. тщательнее всего разработан у Швеглера ("R?m. Geschichte" III). См. также Ланге, "R?mische Alterth?mer"; Моммзена, "R?m. Staatsrecht" II; Mispoulet, "Les institutions politiques romaines" (Пар., 1882) и Schmidt, "Ueber d. R?mische Decemvirat" (Грейфсв., 1871).В. Модестов.
Значение слова ДЕЦЕМВИРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДЕЦЕМВИРЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012