Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, для приобретения других предметов, для покупки или найма человеческого труда. Не все народы додумались до Д. далее в этом смысле; некоторые не пошли далее простого обмена, как, напр., первобытные обитатели Австралии. Весьма обширное распространение имели с отдаленной древности и имеют еще местами и теперь в качестве Д. некоторые раковины. Особенной известностью пользуются так называемые каури (cowry) или Cypraea moneta (змеиная головка, ужовка) — беловатая раковинка 2-3 сант. длиной, добываемая в Индийском океане, особенно около Маледивских и Лакедивских островов, и вывозимая оттуда с давних пор в Индию, Цейлон, Сиам, в Африку, а также в Англию, для африканской торговли. Несколько десятков лет тому назад в Индии на шиллинг давали около 4000 каури. На западном берегу Африки каури нанизывались на нитки, и 40 каури составляли "снурок", 50 "снурков", или 2000 каури = "голова каури"; 10 "голов", или 20000 каури = "мешок"; 3 "головы" (или 6000 каури) = доллар. За молодую женщину платилось от 60 до 100 тыс. каури, за более старую — 20000 каури. В других местах — 1000 каури считались = 1 шил. 3 пенс. В Судане в прежнее время 2000 каури, 7 фунтов весом = 1 доллару; на Цейлоне в 60-х годах 1 тонна продавалась за 70 фун. стерл. Раковинка эта вывозилась иногда в громадном количестве в 1848 г. в Ливерпуль было доставлено ее 60 тонн, в 1849 г. — почти 300 тонн. Гамбургская фирма Годефруа лет 20 тому назад посылала ежегодно несколько судов в Занзибар за грузом каури и выменивала потом на них на зап. берегу Африки пальмовое масло. В 1868-70 г. в зап.-афр. порт Лагос было ввезено до 8600 тонн каури. За последнее время данные о сбыте этой раковины неизвестны и составляют вообще коммерческую тайну. Значение каури как монеты теперь все более и более падает. В древности она расходилась далеко; ее и сродную ей Cypraea annulus Лейард нашел в развалинах Ниневии; нередко находили ее также в русских курганах, в погребальных урнах Сев. Германии, в Англии, в Швеции (вместе с арабскими диргемами IX в.). Как в Индии, так и у наших мордовок и чувашинок она употребляется еще и теперь для украшения костюма, в Индии также для убора сбруи лошадей и слонов; в Саксонии еще не очень давно ею украшались уздечки гусарских коней; у нас и в Германии ее можно встретить на поясах мясников и т. д. Еще недавно каури была в большом ходу по верхнему Нилу, по окраинам Сахары, на зап. берегу Африки, но теперь ее почти вытеснили куски бумажной ткани, талеры Марии Терезии, а местами — стеклянные и другие бусы, вывозимые теперь в большом числе из Англии, ежегодно разной формы, причем новомодные имеют, конечно, большую ценность. Обширное распространение в качестве денег имели также раковины иных видов у североамериканских индейцев; но они чаще употреблялись не в натуральном виде, а в обделанном, как искусно вырезанные из раковины маленькие, черные, красные или белые полированные цилиндрики, нанизывавшиеся на нитки. Наиболее употребительное название для таких ниток было вампум (wampum, wampon), хотя это же название прилагалось и к особым кожаным широким поясам, на которых были нашиты раковины таким образом, что получались разноцветные узоры, изображения птиц, зверей. Эти пояса составляли национальные сокровища, знаки власти вождей и употреблялись иногда при переговорах между племенами как символы мира или объявления войны. В тесном смысле вампум как деньги были в ходу главным образом в Новой Англии, Виргинии, Каролине, местами на рынках Нью-Йорка и Бостона, с ними соперничали квахог (quahog), раковины Venus mercenaria; в Массачусетсе у так называемых пяти индейских наций употреблялись раковины вида Buccinum, а по берегам Тихого океана, на острове Ванкувера, Аляске и т. д. — раковины Dentalium (хайква), белые и имеющие вид миниатюрного слонового клыка, самое большее — 8 см. длиной. 40 таких раковинок, нанизанных на нитку в сажень длиной, равнялись по ценности бобровой шкуре; если же на нитку такой же длины приходилось только 39 раковин, то она стоила уже двух бобровых шкурок. Мелкие раковинки, коп-коп, имели значительно меньшую ценность; 40 штук = одной хайкве. В Калифорнии употреблялись вырезанные из раковины и продырявленные в середине круглые или четырехугольные пластинки (хавок), или мелкие раковинки Olivella (коль-коль), или полоски, вырезанные из больших, красивых раковин Haliotis. Теперь раковинные деньги имеют еще сбыт только у индейцев Аляски; в других местах западного побережья место их заняли шерстяные одеяла, а индейцы в более восточных штатах и территориях усвоили уже себе доллары. Раковинные деньги были в употреблении еще кое-где в Полинезии, а на островах Пелевских место денег занимали бусы (анду) круглой, цилиндрической или многоугольной формы из стекла, эмали, камня различных цветов; на о-вах Фиджи были в ходу зубы акул, а в некоторых частях Китая в старину — пластинки из черепахи. У многих народов роль денег играют продукты охоты, особенно ценные шкурки, имеющие хороший сбыт. В Сев.-Америке, в области Гудзон-Байской компании, единицу ценности составляет еще и до сих пор шкура бобра, в Аляске ее называют просто "шкурой"; там она стоит 2 шиллинга; брюки, напр., стоят "шесть шкур". У северных инородцев Сибири единицей ценности до последнего времени был соболь. Ибн-Даста рассказывает про волжских болгар, что место монет у них заменяли шкуры куниц (соболя); каждая шкурка стоила 21/2 диргема (45 коп.). Шкурки имели значение Д. и в древней России (см. Белки). У скандинавов шкурками уплачивалась пеня, напр. за оскорбление словами — лисья шкура, за пощечину — куница, за более тяжкое оскорбление — соболь. Следы употребления шкур вместо денег сохранились еще и теперь у вогулов, у которых белка значит копейка, а "сто белок" — рубль. Еще в XVIII в. на Фарерских о-вах счет денег велся на "skins", т. е. бараньи шкурки, причем 1 шкурка считалась равной 4 датским или 2 любекским шиллингам, хотя в действительности шкурки уже не употреблялись для обмена. В Исландии единицей ценности была рыба, треска, весом около 2 фун.; 48 рыб считались = 1 талеру, 15 — 1 кроне. С течением времени шкурки заменяются частями или символами их; таковы были, по-видимому, "куньи мордки" в древней России; кожаные деньги употреблялись в Скандинавии и в Карфагене. Подобное же символическое значение имеют черепа буйволов, оленей, тигров, обезьян у племен мишми в Ассаме; у начальников можно видеть их сотнями, и по числу "голов" измеряется богатство; на них можно приобрести ножи, украшения, рабов. Подобную же роль играли головки одного вида красноперого дятла в Калифорнии; одна такая головка имела ценность около 5 долларов. В некоторых странах Д. служили и служат продукты, получаемые от возделываемых растений. Так, в древней Мексике в качестве мелких Д. были в употреблении бобы какао, 24000 штуки которых составляли мешок; они ходили также в Никарагуа и в Гондурасе. В некоторых местностях Перу и Боливии ту же роль играл один вид перца, в других частях Америки — листья табаку, на Филиппинских о-вах — рис, а в Монголии Д. служит кирпичный чай. Пржевальский платил за барана 12-15 кирпичей, за верблюда 120-150, за китайскую трубку 2-5. Более крупную единицу ценности составляет в Монголии рогатый скот. Вся русская торговля с монголами (и бурятами) ведется на скот, который приходится потом (из Монголии) гнать в ближайшие китайские города и обменивать на серебро. Такое же значение имеет скот (коровы) и у других народов, напр. у кафров южной Африки, кавказских осетин и у всех вообще кочевников. Местами, напр. у киргизов, корова заменяется лошадью и верблюдом, а в Кукуноре и Цайдаме — овцами. Значение скота (быков) как единиц ценности мы видим еще в Илиаде, где рабыня оценивается в 4 быка, а жертвенный треножник — в 12 быков. Латинское название денег — pecunia, происходит от pecus — скот, как и русское "товар" от тюркского слова, означающего "скот". Употребление вместо денег фабричных изделий или мануфактур мы встречаем теперь в Африке, где куски миткаля или ситца составляют во многих местностях необходимую принадлежность путешественника для расплаты с носильщиками и для получения провианта. В разных местностях предпочитаются различные сорта материи или принята различная ширина и длина кусков; местами большую ценность имеют готовые рубашки или ситец известной окраски, напр. синего цвета, причем в некоторых местностях Сев. Африки предпочитается даже маркий ситец, который скоро линяет и тем дает красноречивое свидетельство, что он приобретен владельцем его недавно, новым. В Австралии в некоторых местностях единицей ценности еще недавно служила бутылка рома, а в северной Сибири и теперь еще местами водка является самым выгодным и употребительным предметом обмена с инородцами на меха и оленей. Из предметов минерального царства, кроме металлов, значение Д. имеет местами соль в плитках или брусках весом 1/2-1 фн. Марко Поло упоминает о существовании такой разменной монеты в его время (XIII в.) в одной провинции Китая, Ибн-Батута в XIV в. — в Сахаре, к Ю от Марокко. Теперь такие Д. в ходу, главным образом как мелкая монета, в Абиссинии (амоле), где 100 штук их равны по ценности одному талеру Марии Терезии, а в более отдаленных от приморской полосы местностях на талер дают уже только 60, 40 и 30 брусков. Единицей ценности признавался у некоторых народов и человек — раб. Как на Нигере и в других местностях тропической Африки, так и в Новой Гвинее и на других о-вах Малазии крупный счет еще недавно производился на рабов; стоимость одного предмета, напр., определялась в три человека, а стоимость другого в полчеловека, т. е. плохого раба или мальчика. Металлами многие народы пользовались и пользуются не в форме монеты, а в виде брусков, полос, пластин, колец известного веса, иногда также порошка (золото). Железные пластины были в употреблении в Спарте и у древних бриттов; в настоящее время они в ходу еще местами в Африке. В области Сенегала в конце прошлого века единицей ценности была полоса железа, так что говорили, напр., "полоса табаку", "полоса рому", разумея под этим соответственное по ценности полосе железа количество этих веществ. При устье Нигера, в Бонни, ходили железные полукружки вроде подковы; у племени мпонгве в Габоне их связывали иногда по 8-10 штук вместе. Подобные же железные Д. в ходу еще и теперь у некоторых племен верхнего Нила, где они имеют форму наконечника копья, или округленной лопатки, или плоской тарелки, с небольшой ручкой и с якореобразным придатком на противоположном конце. Железные пластины ромбоидальной формы, весом около 200 граммов играли роль мелких Д. также в некоторых местностях Камбоджи; местами там ходят медные брусочки толщиной с большой палец и вершка 11/2 — 2 длиной, так называемый "лапс". В древней Мексике, где железо было неизвестно, монетой служили пластинки меди в форме Т, шириной в 3-4 пальца; там же были в ходу и оловянные пластинки, хлопчатобумажные полоски и золотой порошок, в стволах гусиных перьев. Олово употреблялось в виде небольших колец в Дарфуре. У других негритянских племен, напр., у ням-ням, роль монеты играют кольца разной величины, вырезываемые из английской полосовой меди. Употребление колец здесь, может быть, осталось как культурный пережиток от древнего Египта, где были в ходу золотые и серебряные кольца, стоимость которых проверялась взвешиванием на весах. Из надписей известно, что фараоны брали подать с сирийских народов серебряными кольцами и железными "кирпичами", вес которых, однако, не соответствовал египетским единицам веса, а. совпадал с известным числом частей вавилонской мины. Вавилонянам принадлежит честь изобретения точных мер и весов и разделение их на дюжины и шестидесятые части (см.) От вавилонян употребление металлов как весовых ценностей было усвоено египтянами, финикиянами, евреями; есть основание думать, что и египетские серебряные кольца изготовлялись по вавилонским весам финикийскими мастерами. С Востока вели свое происхождение и древнейшие железные полосы греков, и медные четырехугольные плитки римлян, в 5 фн. весом и с клеймами на обеих сторонах. Финикияне были древнейшими посредниками в деле обмена металлов; они добывали серебро в Испании, железо — на острове Эльбе, медь — на Кипре и Фазосе, олово — из Англии. Употребление металлов в серебряных полосах или плитаах, с ценностью, определяемой по весу, распространилось по всей Средней и Вост. Азии. Оно существует и теперь еще в Китае, Тибете (ямбы), Сиаме (тикаль), Кохинхине. В Китае, впрочем, есть и литые деньги. В древности подобные "рубленые" Д. были и в России, как на то указывает название рубль (см.). Возможно, что роль Д. играли отчасти и шейные гривны (серебряные), а может быть, местами (как, напр., в Германии) и кольца. Было высказано мнение, что и бронзовые изделия (мечи, кельты и др.), распространившиеся в Средней и Сев. Европе в доисторическую эпоху из Этрурии и Греции, могли иногда иметь значение обменных знаков ценности. Впоследствии, с распространением в культурных государствах монет, последние усваивались и соседними варварскими народами, не имевшими собственных Д. Так расходились, напр., греческие и греко-бактрийские монеты, позже римские времен империи, клады которых находили в Скандинавии, Сев. Германии, Польше, Южной России, затем византийские солиды и арабские диргемы (особенно в IX в.), наконец — в России — монеты зап. государств: талеры, ефимки, флорины и т. д. Иногда подобные монеты продырявливались для ношения, иногда рубились на части для получения более мелких единиц. Одно из самых любопытных явлений в истории распространения монет — австрийский талер Марии Терезии 1780 г. с грудным изображением на нем королевы в короне и в открытом платье. Уже в 1793 г. монета эта появилась в Египте и скоро стала там одним из любимых украшений, а затем начала ходить как денежный знак. Отсюда она распространилась по всей области Нила, в Абиссинию, Сенааре и далее к Ю, примерно до 10° ю. ш., а также в Аравию. По приблизительному расчету Андрэ, монета эта ходит на пространстве около 180000 кв. геогр. миль и известна многим десяткам миллионов людей различных народностей. Хотя в Европе она давно уже вышла из употребления, но ввиду спроса на нее в Африке (где, местами, кроме нее, не берут никакой другой монеты) ее продолжают чеканить и теперь, с прежним годом. Д. А.
Значение ДЕНЬГИ В ЭТНОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДЕНЬГИ В ЭТНОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012